Иконопись - особая область символического искусства, она есть не только искусство, но и боговидение. Иконописец — это одновременно художник и богослов, воплощающий свою мысль не только в красках, но и в остальных материалах.
Иконная доска символизирует Крест, на котором был распят Спаситель. Поэтому иконы принято писать на деревянной основе. Дерево – это красивейший природный материал, обладающий уникальными свойствами. Различные породы дерева имеют неповторимую фактуру, рисунок, отличаются оттенками и даже ароматами. Не удивительно, что иконы еще в древние времена выполняли на деревянных досках. С просьбой рассказать об этом мы обратились к руководителю иконописного центра «Русская икона – 21 век», председателю московской гильдии иконописцев Вениамину Алексеевичу Рыщенкову.
— Свой рассказ о деревянной доске в качестве основания иконы мне хотелось бы начать с одного известного факта. Производство деревянных досок для живописи в одном из районов средневековой Европы составляло монополию государства, причем живописцам запрещалось пользоваться досками, изготовленными в частных мастерских. Мотивы закона гласили: «Гений художника принадлежит его отечеству. Долг отечества продлить век лучших произведений живописи. Чтобы достигнуть этого, нужно заботиться одинаково обо всех картинах уже потому, что всякий знаменитый художник начинает с неизвестности или же неизвестен еще по своей скромности, а потому художник, не зная, как будет оценена его картина в будущем, не должен, по небрежности или из экономии, подвергать свою картину риску». Я этот пример привел для того, чтобы обосновать проблему, существующую для современной иконописи.
Икона создаётся для людей на века. А те доски, которые изготавливаются сегодня, не отвечают техническим требованиям, существовавшим на протяжении многих веков. Сегодня нет ни одной мастерской, которая, изготавливая иконные доски, давала бы гарантию качества на много лет и несла за это ответственность. Например, в XV веке в Нидерландах в живописных мастерских строго следили за тем, чтобы художники писали на хорошо стабилизировавшихся досках. Члены Антверпенской гильдии живописцев на оборотной стороне своих картин выжигали клеймо, которое свидетельствовало о том, что доска является безупречной. Мастерская таким способом ручалась за серьёзное техническое выполнение доски.
- Существует мнение, что иконная доска должна делаться только из липы?
Это не совсем верно. Исторически известно, что в России использовались в качестве основы под иконы разные породы деревьев, такие как берёза, сосна, ель, лиственница, кедр, дуб, липа, клён, кипарис и чинара. Но в основном действительно брали под основу липу. В нашей стране произрастает более десяти видов липы, но самая распространённая липа мелколистная. Живёт она в среднем 300-400 лет. В древности в России липа почиталась как символ доброты и щедрости. Она кормила, лечила и одевала людей. Весенние, свежие ветки с листвой шли на корм домашним животным. Молодые весенние листья крестьяне употребляли в пищу в виде витаминных салатов. Цветы липы, высушенные в русской печи, приятная и полезная заварка. Цветочный чай с липовым мёдом люди использовали как надёжное средство от простуды. Когда-то липа обувала почти всю Россию. Из волокон липовой коры плели лапти, ступни, бахилы, босовики. Для русского человека плетённая лыковая обувь была также традиционна как для крестьянина Западной Европы деревянные башмаки. Зимой, когда у крестьянина было много свободного времени, он начинал мастерить из заготовленной липы столовую утварь: ковши, братины, миски да ложки. Так же изготавливали резную мебель. На мягкой и вязкой древесине липы инструменты меньше тупятся, легко передвигаются в любом направлении. Учитывая то что инструменты мастеров–деревянщиков были не совершенны, доски изготавливались топором, ножом и теслом. Поэтому и применяли мягкую липу чаще других пород.
Если мы рассмотрим строение дерева, то поймем, какая порода более подходит для иконной доски и какими качествами она обладает. В мире существует 1500 видов деревьев, они делятся на две группы ядровых и заболоневых пород. Если выполнить поперечный распил ствола дерева, то в середине мы увидим сердцевидную трубку, окруженную ядром. Ядро имеет темно-коричневый цвет и состоит из отмерших одеревеневших клеток, это самое прочное место у дерева, оно не набухает и не усыхает. Вокруг ядра расположены годовые кольца, они называются заболонь. Заболонь более насыщена влагой и менее прочна, нежели ядро. Древесина ядра мало растрескивается, более устойчива к поражению грибка. Насыщенная влагой древесина заболони при высыхании сильно растрескивается, разрывая заодно и ядро. Заготавливая небольшое количество древесины нужно сразу же перед сушкой стесать с кряжа слой заболони. Без заболони ядровая древесина высыхает более равномерно. Поэтому ядровая древесина ценилась всегда более чем заболонь. В связи с этим лучше применять для изготовления иконных досок ядровые породы деревьев. К ярко выраженным ядровым породам относится дуб, кедр, лиственница, можжевельник К заболонным породам относятся, береза липа, клен.
Дуб — патриарх русского леса, так называл его А.С. Пушкин. Дуб живёт две тысячи лет. У русских людей он символизирует крепость, могущество и долголетие. Самое ценное в дубе его древесина. Вымоченный дуб по плотности и прочности не уступает железу. Ядро дуба заполнено особыми ядовитыми веществами - тилами. Тилы как бы консервируют древесину, предохраняя ее от поражения гнилостными микробами. Вот почему, создавая русский флот, Пётр I издал специальные охранные указы. Если за заповедное дерево какой либо другой породы налагался штраф десять рублей, то за дуб порубщик подвергался смертной казни. В 1719 году рубить дуб было запрещено по всей России.
Прочность древесины при благоприятных условиях почти безгранична, но все-таки есть три недостатка: такие как набухание (изменение объёма), усушка (коробление) и гниение.
На протяжении всех времён мастера боролись с этими проблемами. Например, чтобы доска под икону не набухала, её не менее пяти лет сушили в брёвнах под навесом естественным путем, затем просушенные брёвна распускали на доски, складывали в штабеля под пресс и продолжали сушить ещё пять лет. Затем доски вываривались при температуре 100 градусов в воде или льняном масле, после этой процедуры они уже не набухали. Современный метод сушки горячим воздухом и паром за несколько дней менее качествен. Коробление иконной основы происходит за счёт неравномерного напряжения на обе стороны доски. Напряжение может существовать по нескольким причинам. Первая причина, когда доска залевкашена только с одной стороны. В этом случае она прогнётся обязательно. Снять напряжение можно, если нанести левкас на вторую сторону, или же закрасить обратную сторону масляной краской или масляным лаком. Также может произойти коробление, если икона слишком тесно прилегает к стене, на которую она повешена, так как воздух не может равномерно циркулировать по обеим сторонам.
В России для снятия напряжения в обратную сторону иконной доски врезались клиновидные шпонки. Исторический опыт показывает, что они мало эффективны. Зачастую шпонки выдавливаются. В Европе с конца XVI века отказались от врезных шпонок и стали наклеивать так называемый паркетаж. Этот способ очень хорошо себя зарекомендовал, доска остаётся идеально ровной.
К сожалению, русскими мастерами этот способ не был взят на вооружение. В наших климатических условиях, когда влажность воздуха непрерывно колеблется, наиболее лучшими породами для деревянной основы под икону являются дуб, лиственница, кедр и сосна. К менее подходящим относятся берёза, пихта, липа.
Русиздат - ORTOX