- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Цветы в храме
Живые цветы исстари украшали православные храмы. Эта традиция укоренена и в Священной истории: во время Входа Господня в Иерусалим люди торжественно и радостно встречали Его с пальмовыми ветвями в руках; Архангел Гавриил при Благовещении поднес Пречистой Деве белоснежную лилию из Рая Божия. По преданию, и перед Успением Богоматери Архангел явился Ей с дивным небесным цветком, дабы сообщить, что скоро Сын Ее заберет Свою Матерь. И на погребальном одре лежала Дева с райской лилией в руках…
В христианской традиции цветы несут в себе символику: белая лилия – знак чистоты, непорочности, указание на неотмирность. Розы, особенно красные, напоминают о Терновом Венце Спасителя. Полевые цветы: ромашки, васильки, колокольчики – символизируют детскую чистоту, радость и непосредственность, напоминая о словах Спасителя: «будьте как дети».
Цветами убирают царские врата, чтимые храмовые иконы, праздничный образ, плащаницу, выносной крест и выносную свечу. Из цветов составляют композиции радостного пасхального приветствия «Христос Воскресе!» Архиерейское кресло и орлец также бывают в убранстве цветов. На Успение во многих храмах сложилась традиция выкладывать из живых цветов дорожку вокруг храма, по которой священство понесет плащаницу Пречистой. Этот обычай пришел к нам из обителей, посвященных Успению: Пюхтицкой и Псково-Печерской, и прижилась во многих местах.
Подбор растений во многом связан с тем или иным сезоном, со своеобразием местности. Но есть и определенные традиции украшения церквей. Церковное убранство должно соответствовать времени богослужебного года. В Богородичные праздники храм обычно украшают белоснежными и голубыми цветами. На Пасху преобладает красный цвет. Безусловно, это не означает, что в храмах в эти дни неуместны цветы других расцветок – однако, акцент следует сделать на эти тона.
Цветы, зелень призваны оттенить и даже выразить духовный смысл отмечаемого Церковью события. Так, на Троицу (День Святой Пятидесятницы) храмы и дома верующих бывают обильно украшены зелеными деревьями, травами и цветами. Таким образом праздновала Пятидесятницу Церковь ветхозаветная, принося в этот день Богу начатки жатвы. Так была, вероятно, была украшена Сионская горница, в которой апостолы в этот день приняли Святого Духа. С тех пор обычай этот стал общецерковным. Зелень, цветы символизируют весну духовную, саму Церковь Христову, которая явлением в ней Благодати Святого Духа процвела, «как крин». Благоухание цветов знаменует собой благоухание духовных даров, подающихся душам верующих Духом Истины, Господом Животворящим. В народе прочно утвердился благочестивый обычай весь год хранить троицкую зелень, украшавшую храм в то время, когда читались молитвы о ниспослании верующим благодати Святаго Духа.
На Рождество Христово храм бывает убран пахучими еловыми ветвями. Обычай этот, хотя и западного происхождения, служит к выражению духовной радости о рождении Отроча Млада, Превечного Бога, подающего и нам вечную жизнь. Вечнозеленая ель является символом древа жизни, возращенного нам с Рождением Спасителя. Елочки в храмах нередко украшают, как и в миру, игрушками. Это вполне допустимо, но гораздо более стильным и символичным решением будет убрать их живыми цветами.
В Страстной Пяток плащаницу Спасителя убирают, по обычаю, белоснежными цветами, напоминающими о том, что благообразный Иосиф с Никодимом, сняв Пречистое Тело Господне с Креста, рыдая, обвили Его чистою плащаницею и положили в новом гробе. Белый цвет символизирует и то, что Господь, добровольно прияв смерть и испытав разрешение души от тела, явился «чужд истления» и «умертвил ад блистанием Божества».
Белые цветы обычно украшают храм и особенно икону праздника на Преображение Господне, напоминая о нетварном свете, воссиявшем на Фаворе и явившим славу Господню прежде Его вольного страдания, и зовя сопреобразиться Христу каждую душу.
Богородичным иконам полагаются в украшение цветы светлых тонов, но подойдут и голубые, и синие. На Благовещение икону, а на Успение плащаницу Богородицы принято убирать лилиями (в старину их называли кринами). Благоуханные крины напоминают нам о приснодевстве Пречистой Марии, Которой в Назарете архангел Гавриил возвестил о рождении от Нее Спасителя мира. В дни чествования архангела Гавриила его икону также украшают лилиями.
Какие именно цветы подходят для храма? Все, что красивы и гармонично сочетаются между собой. Розы, пионы, ирисы, георгины, гладиолусы, астры, хризантемы, из дикорастущих – примулы, ландыши, купальницы-жарки, бессмертники-иммортели, золотарники и др. Цветы специально выращивают в монастырских и церковных оранжереях либо берут с грунта в садах; принимаются и приношения от прихожан.
Украшая храм, следует предусмотреть, чтобы слишком сильный запах цветов и трав не повредил прихожанам. Заботясь о них, многие храмы в последние годы отказались от доброго самого по себе обычая выстилать на Троицу полы свежескошенной травой. По этой же причине букеты сирени ставят лишь в обширном храме. Это относится к жасмину и особенно к черемухе.
Составление букета требует умения, сноровки и вкуса. В букете обычно главенствуют теплые тона: пурпурный, оранжевый, желтый, желто-зеленый – их зрительное воздействие является определяющим. Холодные тона: синий, фиолетовый, сине-фиолетовый и сине-зеленый – играют подчиненную роль. Заметим, что фиолетовый цвет издавна считался архиерейским, церковным. Белый и черный цвета нейтральны, ими в букете подчеркивают другие тона. Кстати, растения никогда не бывают черной окраски, «черный» – это густо насыщенный красный с фиолетовым. Именно таковы черные тюльпаны и гладиолусы. Праздничные белые букеты смотрятся очень торжественно. Составляют их из пышных пионов, георгинов, хризантем, роз. Естественно, у роз предварительно удаляют шипы.
В многоцветный букет включают так называемый «центр интереса» – изящное, оригинальное по величине и форме цветовое пятно. Им может быть одна красивая роза или пион. Располагают «центр интереса» несколько выше середины общей высоты букета и сосуда. Вокруг оси букета в ритмическом порядке группируют цветы. Размещают их так, чтобы они открывались глазу с самых выразительных сторон. Так, если лепестки внутри венчика окрашены лучше, чем снаружи, то именно венчики и должны быть на уровне глаз. Если цветы повернуты зевом кверху, как у маков, или если их соцветия распростерты горизонтально, как у ромашки-ивянки, то такие цветы в букете ставят ниже уровня глаз.
Плохо сочетаются в букете цветы совершенно разных мест произрастания, вроде колокольчиков и георгинов, орхидей и анютиных глазок. Не следует смешивать полевые цветы с пышными садовыми, в отдельных букетах они смотрятся благолепнее. Фиалки, дубравные ветреницы, ландыши, васильки, бессмертники, поставленные в небольшие вазочки, привлекут внимание своим трогательным, застенчивым обликом.
Опрятный, выразительный букет лишнего не содержит. Если композиция строится на основе прямых, устремленных ввысь растений: дельфиниума, наперстянки и им подобных, – то верхушки этих цветов не должны быть заслонены. У высоких растений, имеющих крупные соцветия, например гладиолусов, георгинов, лучше не загораживать и стебель. Дорогие и редкие цветы, скажем, орхидеи, хорошо смотрятся в небольшом числе, даже в одиночку.
Для смягчения основных красок в букет добавляют ажурные травы, папоротники. К цветам с небольшими лепестками подходят ветки с мелкими листочками, к растениям, имеющим крупные лепестки, – широколистные травы. Чтобы высокие цветы лучше сочетались с сосудом, в котором им определено стоять, в букет добавляют плакучие растения ниспадающих форм. Естественное расположение растений – основной принцип любой цветочной композиции. Потому-то небольшой букет подбирают из нечетного количества цветов – легче избежать симметрии.
Удачный букет приличествует своему назначению, ведь он может украшать не только храм, но и трапезную, сторожку, воскресную школу. Так, на обеденный стол в трапезной ставят невысокие букетики, чтобы не загораживать сидящих напротив. И еще: стоит запомнить, что темные помещения заметно оживают от желтых цветов, а светлые – от синих и сиреневых.
Соответственно букету подбирается и сосуд или ваза. Ведерки, поставцы, плошки – вот в чем надлежит держать цветы в храме. Емкости с водой можно декорировать шелковыми лентами, бумагой, ветками туи, листьями папоротника. Кричащие расцветки, неизящный рисунок, замысловатость формы, неустойчивость – самые большие пороки сосуда. Вазы лучше всего подбирать простых форм и неброского рисунка из керамики, дымчатого стекла, фарфора, фаянса и даже металла. Привлекательны плетеные вазочки из прутьев или соломки. Для цветов с длинным стеблем нужна высокая ваза; низкому объемистому букету под стать приземистый, широкий сосуд.
Чтобы убрать цветами крупную по размерам икону, по ее периметру сооружают дощатую раму, на которую крепят сосуды с водой. За цветами и декором они не будут видны. Такой способ практикуется, в частности, в Пюхтицком монастыре, а тамошнее цветоводство и умение находить соответствующие технические решения вызывают постоянное восхищение паломников.
Благоговейно, тактично подходят к выбору цветов и зелени, предназначенных для разбрасывания по дорожке, украшаемой по случаю особого церковного торжества: выноса чтимой иконы или приезда высокого духовного лица – Святейшего Патриарха либо архипастыря. Украшение архиерейского орлеца – тоже дело непростое. Здесь издавна определился губернский стиль: в каждой губернии орлец украшали цветами по-своему. Да и в каждом крупном монастыре сложилась своя традиция декора. Внимательный взор найдет устойчивые черты, отличающие цветочное убранство, скажем, храмов Московского Новоспасского монастыря от убранства в Троице-Сергиевой Лавре.
В последнее время храмы все чаще украшаются живыми стабилизированными цветами, которые не увядают в течение многих месяцев и даже лет. Они не требуют ухода, аккуратно выглядят и могут украшать даже труднодоступные места – например, паникадило или образа в верхних ярусах иконостаса.
Хоругви, которые мы видим в каждом православном храме, ведут свою историю со времен императора Константина Великого и еще раньше – от древнеримских воинских знамен.
Интересную часть древнего собрания составляют произведения мелкой пластики - миниатюрной рельефной резьбы по камню, дереву, кости, перламутру. Это главным образом различные предметы христианского культа – иконки, кресты, панагии, имевшие глубокое распространение с глубокой древности.
Если вы бываете на праздничных богослужениях в разных православных храмах, то могли заметить нечто, отличающее его от всех прочих дней богослужебного года. А именно: в любой другой день облачения священнослужителей и цвета изделий из ткани, украшающих храмы, бывают одинаковыми во всех приходах и монастырях. И только на Сретение в одних местах вы увидите белые облачения, а в других – голубые. Как такое может быть? Попробуем разобраться.
Одеяния священнослужителей являются наглядным свидетельством их сана и звания.