- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Кажется, эта техника пришла к нам из глубины веков – между тем оклады икон и богослужебные предметы, украшенные златоустовской гравюрой, – изобретение современных художников мастерской «ЛиК». О том, как рождалось это искусство и как оно вошло в церковную жизнь, украсив одни из самых почитаемых святынь, наш корреспондент побеседовал с Лохтачевым Андреем Александровичем генеральным директором.
– Расскажите, пожалуйста, об истории златоустовской гравюры.
– История промысла началась в 1815 году, когда в Златоусте была создана Фабрика белого оружия, а при ней – цех парадного оружия. Здесь делали оружие для императорских особ, а также наградные сабли, кортики, которыми Государь награждал отличившихся в военном деле. Выполняли и домашнюю утварь: ножи, столовые приборы, ножницы – все, что режет и колет. На фабрике работали замечательные мастера, которые вошли в легенды. Иванка Крылатка из сказов Бажова – это Иван Бушуев, один из основоположников златоустовской гравюры.
– Правда ли, что богослужебные предметы, выполненные в технике златоустовской гравюры, – открытие вашей компании?
– Да. Мы были первыми. Правда, была малоизвестная златоустовская школа иконописи: живопись по стали с элементами гравировки. Таких икон было создано немного, до наших дней во всем мире сохранилось всего несколько. А предметы для богослужения начали создавать мы. Компания «ЛиК» существует с 1990 года. Ее учредители – художники: мои родители, Александр Иванович и Нина Владимировна Лохтачевы, а также Григорий Иванович Мануш. В конце 1980-х, как и многие граждане нашей страны, они находились на распутье – чем заниматься. Нина Владимировна была членом творческой группы завода им. Ленина, где делали гравюру. И они решили продолжить это дело. В 1990 году зарегистрировали собственное предприятие.
– Отважный шаг. В те годы, когда все рушилось и процветал, кажется, только импорт…
– Да. Тогда это было в диковинку: искусство находилось в упадке, заводы закрывались, а тут вдруг – художественное предприятие.
– Первым богослужебным предметом, созданным мастерами компании «ЛиК», кажется, была дарохранительница для Храма Христа Спасителя, которая и сегодня украшает его главный престол?
– Не совсем так. Это – первая крупная работа. К теме церковной утвари мы обратились в 1995 году и уже в 1997-м показывали Святейшему Патриарху Алексию II свой первый потир. Мы получили статус Патриарших мастерских и стали активно работать над созданием богослужебных предметов. В 1998 году мы сделали рабочий проект дарохранительницы для Храма Христа Спасителя, а к 2000 году выполнили ее.
– Вы воссоздали произведение дореволюционных мастеров?
– Да. Это была непростая работа. Работать приходилось даже не по чертежам – они не сохранились, а по уцелевшим фото, обрывкам кинохроники, переписки. У нас было всего два кадра, где дарохранительницу было четко видно. Приходилось догадываться, как выглядели отдельные детали и в какой технике они были выполнены, как повторить эти художественные приемы. Поскольку кадров было всего два, мы видели только две стороны дарохранительницы. Дореволюционным мастерам также пришлось непросто: первую дарохранительницу, предложенную архитектором Тоном, комиссия отвергла, выполнили другую.
– А кто был автором той, первой, дарохранительницы?
– Скульптуры выполнил Лаверецкий – автор скульптуры «Россия», которая стоит в знаменитом Каслинском чугунном павильоне. Остальное создавали в мастерской Овчинникова. Начинали по одному проекту, закончили по другому – трудились более пяти лет. А мы делали эту дарохранительницу три года. Это одна из самых больших существующих в мире дарохранительниц: ее высота составляет
– Такой серьезный труд, выполненный в начале творческого пути, наверное, многому научил художников мастерской «ЛиК»?
– Да. Технологии, наработанные при создании дарохранительницы, мы применяем в других изделиях. Не будь ее, мы не сделали бы и многого другого. Сейчас мы создаем достаточно серьезные оклады икон, где также используем полученные тогда наработки.
– Мастерская «ЛиК» украсила и древние образа, почитаемые верующими и трепетно оберегаемые реставраторами…
– По-настоящему серьезных окладов мы выполнили четыре. Первый из них – оклад Иверской иконы для Святоозерского Иверского Богородицкого мужского монастыря. Его размер – 180 на
– Ценный оклад может быть создан и для небольшого образа?
– Не так давно к нам обратился сельский приход из Курганской области, попросили сделать оклад на икону Божией Матери Табынскую, список начала века. Оклад получился очень красивым. Использовано золото и ювелирные камни из украшений, которые подносили чтимому образу молящиеся. Основной материал оклада – латунь, но применено и никелирование, и золочение. Интересная работа.
– Вы создаете оклады по собственным эскизам или повторяете старинные образцы?
– Это новые работы. Но мы стараемся следовать той традиции, которая была до революции. Потому что на многие оклады, создаваемые сегодня, можно смотреть только издалека – вблизи оказывается, что их исполнение не выдерживает никакой критики.
– Какие же ошибки допускают при выполнении окладов современные мастера? И удается ли вам их избежать?
– Во-первых, многие чеканят рельеф оклада, не глядя на икону: не прорабатывают мелкие детали или делают их произвольно. Мы стараемся ориентироваться на письмо образа. Сначала вылепливаем полный рельеф, затем чистим его. Уже по подготовленному рельефу выполняется выколотка металла. Например, на окладе Иверской иконы полностью повторены все складки, прописанные на одеянии Богородицы. Плюс мы делаем то, чего не умеет никто. Украшаем оклады в технике златоустовской гравюры. Фон, одеяние Богоматери расписываются вручную, травятся, украшаются объемной гравировкой. Каждая работа получается неповторимой, а оклад становится не закрывающим письмо образа пластом металла, а продолжением, отражением иконы.
– Помимо крупных работ, о которых мы говорим, предприятие «ЛиК» выполняет и более простую богослужебную утварь?
– Мы делаем практически любую утварь: и напрестольные подсвечники, и лампады, и евхаристические наборы, и литийницы, и наборы для теплоты, и венцы. Наработок множество. Каждый предмет уникален. У нас нет такой тиражной технологии, как, например, в Софрино. Так что по ценовой категории наши изделия выше среднего. Мы не пытаемся ни с кем конкурировать – делаем то, что нам понятно, и так, чтобы это было хорошо. У каждого своя ниша: у кого-то массовое производство, у нас – единичное.
– То есть «ЛиК» является одной из самых «дорогих» церковных мастерских?
– Мы не проводили сравнительного анализа цен разных предприятий, но слухи ходят разные. На одной из выставок к нам подошел заказчик. Когда он узнал, сколько мы взяли за оклад Иверской иконы, то был потрясен: с него мастера запросили в три раза больше за работу в два раза меньшую и выполняли ее намного дольше.
– Вы выполняете не только утварь, но и украшаете храм снаружи – о «золотых» воротах Варлаамо-Хутынского монастыря уже ходят легенды.
– В нашей компании создана скульптурная мастерская. Для семиметровых въездных врат Варлаамо-Хутынского монастыря мы выполнили композицию, тоже своеобразный оклад. Технологических задач было несколько: убранство не должно бояться осадков, в том числе экологически неблагополучных, прочих погодных условий. Затем, створки ворот не должны быть слишком тяжелыми. Первоначально планировалось литье из тонкой бронзы, но начался кризис, бюджет сократился, и мы предложили современную технологию – полимер, тонированный под темное золото. Врата выглядят как золотые, так что некоторые даже пытаются их поковырять. Все навесные образы вместе весят менее
– Бывает ли, что вашим работам, созданным несколько лет назад, требуется реставрация?
– Пока мы живы-здоровы и компания «ЛиК» работает, мы свои изделия не бросаем. При необходимости выезжаем на место, реставрируем, консультируем. Приезжали в Храм Христа Спасителя – чистили дарохранительницу и обучали сотрудников, как это делать правильно. Гарантийный срок – гарантийным сроком, но мы всегда готовы решить вопросы, которые возникли с нашими работами.
– За дополнительную плату?
– Не всегда. Нередко нам самим бывает интересно. Чаще всего работы выполняются бесплатно. Конечно, если изделие не было уничтожено специально.
– Какая из работ вам особенно дорога?
– К дарохранительнице Храма Христа Спасителя у нас трепетные чувства. Просто так к ней не подойти, когда ее показывают по телевидению на Рождество и Пасху – бывает приятно.
– Над чем «ЛиК» работает сегодня?
– Попечительский совет Национального фонда святого Трифона заказал нам скульптуру этого мученика. Мы делаем максимально приближенное к иконописному образу изображение, оно будет установлено в Подмосковье, рядом с часовней Мученика Трифона.
– Ваша творческая мечта?
– Сложно сформулировать, работы непочатый край. Мы участвуем в конкурсе на установку памятника святому Патриарху Ермогену, финальная часть которого будет проходить в рамках выставки «Православная Русь» в Манеже. Хотелось бы выиграть конкурс и удостоиться чести поставить памятник священномученику Ермогену – если не в Москве, то хотя бы в Казани.
Беседовала Елена Вишковская.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Ювелир» №36,