- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Святитель Лука Жидята, епископ Новгородский
Краткое житие святителя Луки Жидяты, епископа Новгородского
Блаженный Лука был первым Новгородским епископом русского происхождения. При нем был построен каменный Софийский собор, ибо деревянный храм, построенный блаженным Иоакимом, в 1055 г. сгорел. Иконописцев для нового храма Лука выписал из Царьграда. По его распоряжению они написали на куполе храма образ Спасителя с благословляющей рукой. Но, как гласит предание, таинственный голос велел иконописцам писать образ со сжатой рукой. Три раза повторялся сей голос; при этом в последний раз было добавлено: «В сей руке держу Я Великий Новгород; когда раскроется рука Моя, тогда и городу конец».
Из-за клеветы своего служителя блаженный Лука должен был оставить свое место в Новгороде, но потом он был опять возвращен на свою кафедру. Скончался мирно в 1058 г.
Сей блаженный после себя оставил пастырское поучение, драгоценный памятник своей пастырской деятельности.
Полное житие святителя Луки Жидяты, епископа Новгородского
Святитель Лука, епископ Новгородский, происходил из знатного рода. Образование получил в школе своего предшественника на Новгородской кафедре – грека, святителя Иоакима Корсунянина. Несмотря на преобладавшее в то время влияние греческого духовенства в нашей церкви, князь Ярослав избрал русского Луку преемником Иоакима. Вероятно был поставлен на Новгородскую кафедру в 1036 или 1037 году [1] .
14 сентября 1050 [2] году освятил воздвигнутый при нём новый каменный Новгородский Софийский храм.
В 1055 году, оклеветанный своим холопом Дудиком, вызван в Киев и осужден митрополитом в заточение, где пробыл три года.
В 1059 году оправдан и отпущен к своей пастве, но не доехал до Новгорода.
Скончался, вероятно, 15 октября 1059 года [3] . Тело его было привезено в Новгород и погребено за Софийским собором.
22 марта 1558 году обретены его нетленные мощи, перенесены архиепископом Пименом в Софийский собор и положены в Мартириевой паперти. Тогда же святитель Лука и был причислен к лику святых.
Епископ Лука – первый по времени русский проповедник, живший в XI веке и представлявший собой замечательный образец пастыря. Это "самородный тип, боровшийся с византийским влиянием" и действовавший в "духе чисто русского просвещения". В его слове, отличающемся изумительной простотой, "жизнь бьет ключом".
Он заботился о книжном просвещении новгородцев, поддерживал устроенную Ярославом в 1030 году школу. Есть даже мнение, что он, как знаток греческого языка, переводил на славянский язык церковные книги. Также сохранилось от его времени Евангелие, известное под его именем.
Епископ Лука любил церковное благолепие и прилагал все свое попечение к построению храмов Божиих.
Переводы его с греческого языка до нас не дошли. Единственное произведение Луки Жидяты, известное в древнерусской письменности, есть весьма краткое "Поучение к братии". Оно представляет значительный историко-литературный интерес, как первое собственно русское произведение духовной литературы. Предполагают, что святитель Новгородский произнес свое поучение при самом вступлении на кафедру.
«Прежде всего, – писал в нем святитель, – веруйте во единаго Бога, в Троице славимаго, в Отца и Сына и Св. Духа, ибо так научили нас веровать св. апостолы и отцы церкви. Веруйте воскресению, вечной жизни, вечной муке грешников. Не ленитесь ходить в церковь; в церкви стойте со страхом Божиим, не разговаривайте, но молите Бога всею душою, да простит вам Он ваши прегрешения. Не рой яму другому, чтобы Бог тебя не ввергнул в худшую. Любити всякаго человека. Да не будет у вас на сердце одно, а на языке другое. Не платите злом за зло, переносите друг от друга обиды, друг друга хвалите, и Бог вас похвалит. Не осуждай брата и мысленно; помни свои грехи, чтобы и тебя Бог не осудил. Милуйте странных, убогих, заключенных в темницы и к своим рабам будьте милостивы; тот весьма милостив, кто оберегает от скорби своих домашних. Говорить срамныя слова и сердиться ежедневно не следует. Не унижай других, не смейся ни над кем. Будьте смирны, кротки, не многоречивы, чтобы быть и слушателями, и исполнителями Закона Божия. Почитайте стараго человека и особенно родителей своих. Не клянитесь именем Божиим, судите по правде, не берите взяток. Бога бойтесь, князя чтите. Не убивай, не кради, не лги, не враждуй, не завидуй, не клевещи, не блудодействуй, не пьянствуй. Святые дни чтите. Бог мира со всеми вами. Аминь».
Поучение Луки Жидяты, сохранившееся лишь в поздних списках XV–XVI вв., напечатано в I т. "Русских достопамятностей" (1815), в "Истории русской церкви преосв. Макария ", ч. I [4] , и в "Исторической хрестоматии церковно-славянского и древнерусского языков" Ф. Буслаева (1861).
Примечания
[1] Есть источники, которые также указывают 1030 год, что противоречит с данными о Ефреме греке, управлявшем Новгородской епархией до 1035 года.
[2] По другим версиям – в 1051 или 1052 годах.
[3] По Строеву и по свт. Филарету (Гумилевскому) – в 1060 году. Монахиня Таисия указывает 15 октября 1058 года
[4] Свт. Филарет (Гумилевский) замечает, что представленный в "Истории русской церкви" текст "по списку без имени учителя, представляет текст довольно древний, но не везде верный". (Обзор русской духовной литературы. 862–1720. Сочинение Филарета, архиепископа Харьковского, Харьков, 1859, с.13)
Вернуться к списку