- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Священномученик Евфимий Сардийский, епископ
Священномученик Евфимий, епископ Сардийский, в период царствования византийского императора Константина Багрянородного (780–797) и императрицы Ирины (797–802) за свою добродетельную жизнь был избран епископом Сардийским и присутствовал на VII Вселенском Соборе (787), на котором обличал иконоборческую ересь. Когда же воцарился иконоборец Никифор I (802–811), Евфимия вместе с другими православными иерархами сослали на остров Паталарею, где он долго томился. Вызванный из ссылки императором Львом V (813–820), епископ вновь безбоязненно выступил с обличением иконоборчества, и его вновь отправили в ссылку в г. Асс. Следующий царь – Михаил II Косноязычный (820–829) опять принуждал его отказаться от иконопочитания, но безуспешно. Тогда святой мученик был подвергнут избиению и в третий раз сослан, на этот раз на остров Крит. По приказанию сменившего на троне Михаила императора-иконоборца Феофила (829–842) святой Евфимий был подвергнут тяжким мучениям: его растянули на четырех столбах и били воловьими жилами. Через несколько дней после пытки святой Евфимий преставился к Богу.
Память святого священномученика Евфимия, епископа Сардийского
Память 26 декабря
Святой Евфимий жил в царствование Константина и Ирины 8781 и так прославился своим благочестием, что сиял как лучезарная звезда, иноческим житием своим в Христовой церкви. За сие он удостоен был епископского сана 8782 и присутствовал на II Никейском – VII Вселенском соборе 8783 , на котором безбоязненно с ревностью боролся против еретиков и посрамил их, был посылаем он так же царями еще с разными государственными поручениями в местности, где господствовали крамолы и мятежи. Когда же воцарился Никифор 8784 , святой Евфимий, вместе с другими православными епископами, был сослан в западную Паталарею 8785 , как будто за насильственное пострижение одной девицы 8786 , и с того времени до самой своей страдальческой кончины уже не возвращался в свою епископию и не управлял ею. Через двадцать девять лет, когда императорский престол в Греческом государстве занял зверонравный Лев 8787 , святой вызван был из заточения 8788 , представлен к царю и подвергся от него допросу об иконопочитании: по обычаю своему, он дерзновенно обличал еретическое нечестие и произнес мучителю отлучение от церкви. Царь сильно разгневался на исповедника и сослал его опять в заточение в город Асс 8789 . Вслед затем император Лев свержен был с престола и погиб от меча, ему наследовал император Михаил, который назывался Косноязычным. При этом царе, преподобный был вызван из Асса, и принуждаем отказаться от иконопочитания: но он безбоязненно во всеуслышание произнес такое изречение:
– Кто не поклоняется образу Господа нашего Иисуса Христа, по человечеству, того анафематствуем.
За это он был подвергнут сначала биению, а потом – ссылке в Крит 8790 , где и заключен был в мрачную темницу и, сверх того, еще подвергся жестокой пытке: его растянули на четырех столбах и били воловьими жилами, так что тело его покрылось множеством ран и распухло. Прожив немного после того, святой исповедник с миром предал дух свой Богу 8791 .
* * *
Константин и Ирина царствовали: первый с 780 по 797 г., вторая с 797 по 802 г.
Св. Евфимий был епископом Сардийским (в Мизии, в Малой Азии).
Собор этот против иконоборцев был в 787 г.
Никифор царствовал с 802 по 811 г.
Паталарея остров между Сицилией и Тунисом, ближе к Африке.
На самом же деле за обличение беззаконного царя, который возвел гонение на всех тех, которые, вместе с студийскими монахами, не хотели иметь общения с отлученным, но императором Никифором восстановленным, экономом Иосифом за совершение брака императора Константина VI с Феодотией при жизни первой его супруги.
Лев V Армянин – император Византийский, царствовал с 813 по 820 г.
Св. Евфимий столп церкви, находясь и в ссылке, по свидетельству преподобного Феодора Студита был светильником, просвещающим многих и приводящим к Богу медоточивым учением своим и, таким образом, причинял беспокойство еретику-царю. Вызванный из заточения к допросу в 815 г., святой Евфимий, вместе с патриархом Никифором и другими православными епископами, ревностно обличал царя за иконоборство.
Асс – укрепленный город в Мизии же при Адрамитском заливе.
По иным известиям св. Евфимий заточен был в Акрите на Чермном море.
Скончался св. Евфимий около 840 г., при сыне Михаила II Косноязычного Феофиле. Мощи св. исповедника Евфимия, по свидетельству Никодима, находятся в Анхиале, городе во Фракии, на берегу Черного моря, и источают многие чудеса.
† Память поклонения волхвов
692
В ту же пору в Иерусалим из далеких восточных стран прибыли три волхва, привезя с собою богатые дары, и объявили о своем желании прийти поклониться только что родившемуся царю 693 . Будучи жрецами и прорицателями в языческих краях, где люди поклонялись солнцу и прочим светилам, они все же не были лишены праведности и мудрости. Они наблюдали небесные тела не ради предсказания будущего, но для того чтобы познать при их посредстве пути Божественного Провидения, и изучали тайны мироздания, стремясь прийти к постижению истины Божией. Исполненные благих намерений, они заметили однажды на небосводе внезапно появившуюся звезду, которая приближалась к земле в столь ярком сиянии, что затмевала собою все прочие небесные светила и могла быть видима даже днем.
Тогда волхвы, которым были известны предсказания древних пророков, вспомнили о словах, сказанных некогда об Израиле пророком Валаамом, пришедшим из Meсопотамии по просьбе Валака, царя Моавитского: Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля ( Числ 24,17 ). И вот ныне звезда указывает на то, что этот самый Царь, которому должны будут поклониться все народы, этот ожидаемый Израилем Мессия явился в мир. Рассудив так, трое волхвов – как начатки языков ( Ам 6, 1 ), предвозвестники будущего обращения языческих народов, не ведающих Бога Израилева, – пустились в путь, ведомые звездой, дабы поклониться новорожденному Спасителю еще прежде очерствевших сердцами иудеев.
Странным и удивительным образом Вифлеемская звезда была не обычным светилом, но явлением силы Божией, Ангелом, принявшим облик звезды, более привычный и понятный волхвам, дабы кратчайшим путем привести их к познанию Бога. Своим сиянием затмевая солнце, временами двигаясь по небу, временами оставаясь неподвижной, Вифлеемская звезда – в противоположность планетам, перемещающимся по небесной сфере с востока на запад,– двигалась с севера (со стороны Персии) на юг (в сторону Иерусалима). Она то появлялась перед волхвами и указывала им путь, то исчезала из виду, как по прибытии их в Иерусалим. Она шла перед волхвами, как некогда столп огненный перед народом Израиля в пустыне (см.: Исх 13,21 ), и спускалась к земле настолько близко, что могла даже указать им пещеру, в которой находился Господь. Благодаря таким необычным и неведомым для астрологов явлениям, волхвы, отбросив всякие сомнения и оставив дальнейшие расспросы, оставили поклонение звездам и пришли почтить Солнце правды, принесшее людям исцеление в лучах Его ( Мал 4,2 ) 694 .
Когда волхвы пришли в Иерусалим, звезда скрылась. Не зная, куда им теперь идти, и полагая, что иудеи захотят услышать весть о своем Царе, родившемся свыше, они направились во дворец Ирода, царя Иудейского. Но тот был человеком жестоким и нечестивым, готового любым способом устранить всякого, кто представляет угрозу его власти. Узнав от волхвов о событии, приведшем их в Иерусалим, Ирод тотчас созвал книжников и знатоков Закона, чтобы расспросить о том, что сказано у пророков об этом Царе. Мудрецы отвечали, что Мессия, Спаситель Израиля, действительно должен родиться в Вифлееме, родном городе царя Давида. Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов и направил их в Вифлеем, прося по возвращении в Иерусалим указать ему место, где находится Младенец, чтобы и мне пойти поклониться Ему ( Мф 2, 8 ), в сердце же своем тая намерение погубить Иисуса.
Как только волхвы вышли из Иерусалима, звезда снова явилась перед ними и повела прямо к пещере Рождества. С радостью и благоговейным трепетом вошли они в неприметный вертеп, словно это был дворец величайшего из владык, и пали ниц перед Младенцем Христом, возлежавшим в яслях как на царском престоле. Отворив сокровищницу своих сердец, они поклонились Ему, а затем поднесли богатые дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну 695 как Бессмертному, пришедшему принять смерть во искупление наших грехов (ср.: Мф 2, II ) 696 . Затем, получив во сне откровение о коварном замысле Ирода, они вернулись в свою страну другим путем, в знак того, что пришедшие ко Христу не должны более возвращаться на путь нечестия.
Христу Иисусу, Господу и Спасителю нашему, слава ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
* * *
Данная память содержится в византийских Синаксарях. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
По мнению одних, они прибыли из Персии, иные же склоняюся к мысли, что они пришли, скорее всего, из Аравии, которая была в то время центром торговли экзотическими товарами, принесенными ими в качестве даров. Часть толкователей полагает, что волхвы прибыли в самый день Рождества, заблаговременно предуведомленные об этом событии появлением звезды. Другие же утверждают, что в этот день они увидели на небе Вифлеемскую звезду, прибытие же их в Вифлеем относят к более позднему времени (через 13 дней или даже через 2 года). Согласно третьей точке зрения, волхвы видели появление звезды 24 декабря, а на следующий день были перенесены в Иерусалим Ангелом, подобно тому, как некогда пророк Аввакум перенесся из Иерусалима в Вавилон к пророку Даниилу [2 дек.].
См. также отпустительный тропарь праздника. (Тропарь отпустительный исполняется в конце вечерни после молитвы «Ныне отпущаеши».)
Благовоние, использовавшееся для бальзамирования усопших.
Согласно другому толкованию, золото, ладан и смирна символизируют соответственно поклонение Ангелов, людей и душ усопших, находящихся в преисподней, или же веру, надежду и любовь, которые каждый верующий должен приносить как свой дар Христу.