- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Ювелирные компании полагают немало сил для обновления своих коллекций. Случаются и конфликты: нередко слышатся обвинения в некорректном заимствовании деталей, а то и целых моделей у коллег. В данной статье хотелось бы рассмотреть некоторые источники вдохновения для художественного поиска.
Пожалуй, главным кладезем художественных образцов для современных ювелиров является искусство Византии, а также ее преемницы – Древней Руси. При этом прообразом нательного крестика может стать не только миниатюрное творение древнего ювелира, но и, например, каменный поклонный крест. Безусловно, речь идет не о прямом копировании, а о заимствовании символики, деталей, художественного облика. Подобный поиск вызывает уважение своей смелостью и самостоятельным подходом к делу. Между тем существуют и иные мощные пласты православной символики. Это формы креста, употреблявшиеся в неразделенной христианской Церкви первых веков по Р.Х., а также работы мастеров христианских стран, искусство которых развивалось отлично от русского.
Размышляя о форме креста, следует обратиться и к древнейшему периоду существования Церкви – временам первохристианским. Уже в это время верующие использовали множество ее вариантов, которые, собственно, и привились в последующих христианских культурах, причем в одних странах шире распространились одни формы, в иных – другие. Распространенным символом креста была греческая буква Т. Об этом говорит находка археологов, сделанная в XIX веке: камень сердолик с выгравированной на нем буквой Т, относящийся ко II столетию по Рождестве Христовом. Это ли не прообраз наших нательных крестов и образков? Как известно, одной из наиболее часто употреблявшихся первыми христианами форм креста был стилизованный крест-якорь, напоминающий о том, что вера во Христа – наша надежная опора в бушующем житейском море. Был распространен и так называемый монограммный крест, в котором соединяются греческие буквы I и Х. Подобные монограммы встречаются, в частности, на камнях христианских надгробий, относящихся к III столетию. Крест-монограмма имел множество вариантов: например, иногда буква I приобретала вверху закругленный наконечник и уподоблялась посоху пастыря. При императоре Константине Великом I была заменена на Р. Такую монограмму царь носил на своем шлеме.
Об искусстве Византии сказано немало, именно оно пристально изучается православными исследователями форм креста и становится образцом для современных ювелиров. Мы же обратим взор на более поздний период, на страны, церковная культура которых менее известна нашим соотечественникам.
Православная Грузия. Здесь, помимо привычного нам восьмиконечного креста, широко распространены еще две формы: крест святой Нины и болнисский крест. Первый представляет собой четырехконечный крест, концы поперечной перекладины которого немного опущены книзу. Проповедь христианства в Грузии святой Нины увенчалась успехом, ее крест из виноградной лозы стал одним из употребляемых в Грузии символов православной веры. Болнисский крест имеет архитектурное происхождение – впервые он был изображен на восточном фасаде Болнисского храма Сиони, построенного в конце V века. Форма этого креста восходит к равноконечному кресту равноапостольного императора Византии Константина Великого.
Равносторонний крест является и символом православной Сербии. Отличительной чертой сербского креста являются четыре стилизованных С-образных огнива, изображенные между его концами.
Стоит обратить внимание и на искусство стран Африки – Эфиопии и Египта, где живут христиане-копты. Жители этих стран – монофизиты, но на рассматриваемый нами вопрос это не оказывает влияния. Быть может, формы и художественные решения созданных ими произведений мелкой пластики подарят ювелирам несколько свежих идей. Эфиопское искусство буквально пронизано темой креста. Во время богослужений в этой стране широко используются процессионные кресты, священники и вне храма носят с собой специальные кресты для благословения на длинной ручке – такой крест можно подать верующему, даже сидя на лошади. Каждый эфиопский христианин обязательно носит нательный крестик. Форм крестов великое множество, в каждой провинции они свои. Общая черта – декоративность убранства: нательные кресты украшаются изящной сканью (орнаментом из искусно припаянных тончайших серебряных проволок и зерни), выгравированными изображениями, растительными орнаментами. И у эфиопов, и у коптов широко распространена равноконечная или почти равноконечная форма креста с расширенными концами, напоминающая упомянутый выше болнисский крест. Очевидно, что подобные кресты имеют прототип в первохристианском искусстве, а потому, даже при самом строгом подходе, могут смело использоваться православными ювелирами во всех странах.
Светлана Филиппова.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Ювелир» №38,