- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Если с нательным крестом все понятно – это символ и, можно сказать, почти неотъемлемый внешний атрибут нашей веры, то относительно прочих личных святынь нередко возникают вопросы. Для чего они нужны и нужны ли вообще? Не являются ли пережитками язычества?
Назначение
Спасает, защищает, оберегает и ведет нас по жизни Сам Бог. Мы приближаемся к Нему, молясь, очищая душу исповедью и другими таинствами, искренне стремясь ко Господу и стараясь не совершать грехов. Из любви к нам Христос умер на Кресте и этой жертвой победил смерть и диавола – и поэтому крест страшен для бесов. Крест напоминает нам о том, что сделал ради нас Спаситель и каким путем – путем беспощадной борьбы со злом, в первую очередь в самих себе, – мы должны идти к Нему. Поэтому крест необходим христианину.
Нательные иконки мы носим в первую очередь по той же причине, по какой добрый семьянин хранит в портмоне образ любимой жены и детей, а влюбленный юноша – фотографию невесты. Всегда хочется видеть того, кто мил твоей душе, ощущать его присутствие. Разница лишь в том, что в случае с иконами связь более реальна – ведь Господь, святые, Божия Матерь не ограничены расстояниями. А значит, как только мы обращаемся к ним, даже просто вспоминаем о них, глядя на образок, они слышат нас и отвечают на нашу любовь своей любовью. Таково же назначение мощевиков и ладанок – то есть кулонов, в которых носят нечто, связанное со святыней, а также колец и браслетов с молитвой – напоминать нам о небесном, помогая обратиться душой к Богу и святым.
Материал
Церковное искусство глубоко символично. Золото – солнечное, сияющее, не подверженное коррозии – казывает нам на Самого Бога, серебро – на душу человека. Именно поэтому предметы церковного ювелирного искусства часто изготавливают из позолоченного серебра, символизирующего соединение чистой человеческой души с Божественной благодатью. Драгоценные камни также несут в себе символический смысл (не следует путать его с чуждой Православию магией) – например, алмаз (бриллиант) говорит о чистоте и несокрушимой твердости веры, красные камни (рубин, гранат и др.) своим цветом напоминают о Воскресении Христовом и предшествовавших ему Страстях Господних, а также о крови мучеников.
Какой образок выбрать?
Какой образок приобрести себе или близким? Этот вопрос нередко задают посетители церковных лавок и ювелирных магазинов. Многие носят на груди иконку святого, именем которого они названы в крещении, другие – образ Пресвятой Богородицы, Ангела Хранителя или просто наиболее полюбившегося им угодника Божия. Как и во многих других случаях, связанных с благочестием, эта тема не терпит формального и категоричного подхода. Святые – это живые люди, личности, которые завершили свой земной путь и пребывают с Богом, в Небесном Царствии. У каждого из них свой характер, опыт и т.п. Поэтому вполне логично обращаться к угодникам Божиим в соответствии с тем, какие проблемы были близки им во время земной жизни: святой великомученик Пантелеимон был врачом – и по сей день к нему обращаются с просьбой об исцелении; Николай Чудотворец, будучи епископом, много благотворил, утешал скорбящих – и верующие знают, что по молитвам к нему разрешаются житейские трудности, что Никола Милостивый снисходит, даже как бы балует тех, кто прибегает к нему за помощью. Но из того же утверждения, что святые – это живые люди, происходит и недопустимость «расставлять их по полочкам», словно пузырьки с лекарствами. Да, Серафим Саровский, которого жестоко избили в лесу разбойники, ходил, согнувшись и, вероятно, страдал от болей в спине – но это не значит, что молиться ему следует только при приступе радикулита или что при том же приступе нельзя обратиться к святому, не имевшему проблем с позвоночником. Наш подход к Богу, святым и видимым предметам, напоминающим о них, не должен быть утилитарным. Главное не то, что болело у того или иного преподобного или мученика, а то, что все святые воспринимали земные сложности с терпением и благодарностью, по капле взращивали в себе любовь к Богу и людям, боролись с теми же самыми страстями, которые нападают и на нас, – с той лишь разницей, что они стояли до конца и потому побеждали искушения и становились все чище, чего о большинстве из нас сказать нельзя. Было бы замечательно, если бы вместе с иконой или нательным образком того или иного святого можно было приобрести его житие, чтобы познакомиться с его личностью.
Обручальные кольца, перстни
Рассказ о предметах личного благочестия был бы неполон, если бы мы не сказали нечто и об обручальных кольцах – втором после нательного креста предмете, не просто традиционном, но и положенном по Церковному уставу. Таинство Венчания начинается с обручения, когда священник освящает кольца и надевает их на пальцы жениху и невесте в знак неразрывности их любви и верности друг другу. Кольцо не имеет конца, а потому символизирует бесконечность. Обручальное кольцо (перстень) может быть украшено драгоценными камнями, орнаментами или не иметь их – все зависит от вкуса венчающихся. В древней Византии жених и невеста надевали на пальцы венчальные перстни, украшенные целыми иконными композициями, надписями, сложными орнаментами. Сегодня эта традиция возрождается. Появляются венчальные кольца и перстни с молитвами и священными изображениями. Встречаются и венчальные (а также обычные) кольца с молитвой на внутренней стороне. Это вполне уместно: подобное кольцо напоминает своему владельцу о Боге, обращенные к Которому слова, невидимо для окружающих, запечатлены на нем, то есть достойно выполняет функцию личной святыни.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Ювелир» №36,