- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Пророк Михей Морасфитянин
Пророк Михей, шестой из 12-ти малых пророков, происходил из племени Иудова и был родом из города Морасфи, к югу от Иерусалима, почему и называется Морасфитянином. Свое пророческое служение начал около 778 г. до Рождества Христова и проходил его почти 50 лет при царях иудейских Иоафаме, Ахазе и благочестивом праведном Езекии (721–691 гг. до Рождества Христова, память 28 августа). Он был современником пророка Исаии. Обличения и предсказания пророка Михея относились как к Иудейскому, так и к Израильскому царствам. Он предвидел бедствия, грозившие Израильскому царству при его разрушении и Иудее при нашествии царя Сеннахерима Ассирийского. Ему же принадлежит пророчество о рождении Спасителя мира: "И ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных; из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в Князя во Израили, исходи же Его из начала от дний века" ( Мих.5,2 ). Из слов пророка Иеремии ( Иер.26,18-19 ) видно, что иудеи побоялись убить пророка Михея. Мощи его были обретены в IV в. по Рождестве Христовом в Варафсатии по откровению епископу Елевферопольскому Зевину.
Память святого пророка Михея
Память 14 августа
Святой Михей, первый пророк этого имени, происходил из колена Ефремова и был сын Иемвлая. Он жил во дни святого пророка Илии, когда над израильтянами в Самарии царствовали Ахав с Иезавелью, а над Иудеями в Иерусалиме – Иосафат. В это время потомки двенадцати сынов Иакова разделились на два царства: одно называлось царством Иудейским, – в состав его входили колена Иудово и Вениаминово, а столицей был Иерусалим; другое же называлось Израилевым и включало в себя остальные десять колен еврейского народа; столицей этого царства служила Самария. В Израильском царстве находилось и колено Ефремово, к которому принадлежал по происхождению и святой пророк Михей. Он часто обличал израильского царя Ахава в тех же грехах, в каких и святой пророк Илия, т.е. или за отпадение его от Бога в идолопоклонство, или за содеваемые им неправды. Царь ненавидел пророка-обличителя, но не смел его убить: царя удерживали боязнь наказания Божия, стыд пред невинностью праведного мужа и страх, что сбудутся его пророческие предсказания. Впрочем пророк, уступая несправедливому гневу царя, удалялся из столицы и почасту жил в горах: он опасался, как бы, многократно являясь к царю и обличая его, не возбудить в последнем ни пред чем не останавливающегося гнева.
В эти дни между домом царя израильского Ахава и домом царя иудейского Иосафата завязались родственные отношения: Иосафат взял у Ахава дочь его Афалию за своего первого сына Иорама. Побуждаемый родственною любовию Иосафат из Иерусалима прибыл в Самарию к Ахаву. Во время торжества в честь гостя Ахав просил Иосафата помочь ему на войне против ассирийского царя, чтобы отнять у него Рамоф Галаадский; этот город издавна был израильским, но царь ассирийский отнял его силою. Иосафат, обещая сам идти на войну вместе с Ахавом, сказал:
– Как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ: иду с тобою на войну. Но сначала вопросим Господа Бога: будет ли для нас благополучна эта война?
И тотчас Ахав собрал своих нечестивых и ложных пророков, числом 400; главою этих лжепророков был Седекия, сын Ханаана. Все они ободряли Ахава надеждой на успех, говоря:
– Иди, – Бог предаст в твои руки не только город Рамоф, но и самого ассирийского царя.
Но царь иудейский Иосафат, как человек благочестивый и верный Богу, понял, что среди этих пророков нет ни одного истинного, но что все они льстецы и потаковники, поэтому Иосафат сказал Ахаву:
– Нет ли здесь хотя одного такого пророка Господня, которого бы мы вопросили и он ответил нам правду?
Ахав отвечал:
– Есть один муж, который может вопросить Господа и открыть нам истину, – это Михей, сын Иемвлая, но я ненавижу его, так как он всегда предсказывает мне одно только зло.
– Не говори так, – возразил Иосафат Ахаву, – но призови, послушай его и не гневайся на его обличения.
И тотчас Ахав послал за пророком Михеем, который в то время пришел из пустынных гор в Израиль. Оба же царя сидели во всём своем величии на престолах у ворот Самарии, а лживые пророки прорицали пред ними. Причем глава их Седекия сделал железные рога и, протрубив, сказал Ахаву:
– Так говорит Господь: этими рогами ты уничтожишь и истребишь Сирию.
Точно так же и остальные лжепророки говорили:
– Иди в Рамоф Галаадский и победишь ассирийского царя: Господь предаст его тебе в твои руки.
Между тем посол, отправленный к пророку Михею, сказал ему:
– Вот все пророки предсказывают царю доброе; прошу тебя, говори и ты то же с ними, чтобы твои слова не расходились с их словами.
– Жив Господь! – отвечал пророк Михей, – и что скажет мне Сам Господь Бог мой, то именно я и скажу царю.
И вот, придя, святой Михей стал пред израильским царем Ахавом, который спросил его:
– Послушай, Михей, – идти ли мне в Рамоф Галаадский на войну или должно удержаться?
Пророк, не тотчас отвечая на вопрос царя и желая его привлечь к более усердным вопросам, сказал:
– Идите, – будет вам успех, и они преданы будут в руки ваши.
Ахав, видя, что пророк говорит не с дерзновением, обратился к нему:
– Усиленно заклинаю тебя: скажи мне истину как пред Господом.
Тогда святой Михей сказал с дерзновением:
– Я видел всех сынов Израиля, рассеянных по горам как овец, у которых нет пастыря.
Этими словами пророк предсказывал, что войско израильское на войне лишится своего пастыря, т.е. царя: он будет убит и все, как овцы волками будут разогнаны ассирийскими войсками по горам и пустыням. И сказал Ахав царю Иосафату:
– Не говорил ли я тебе, что он не пророчествует о мне доброго, а только худое?
Святой Михей продолжал:
– Так выслушайте слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и всё воинство небесное стояло по правую и по левую руку Его. И сказал Господь: кто увлек бы Ахава, царя израильского, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один (из предстоящих) говорил так, другой говорил иначе. И выступил один дух и стал пред лицем Господа, и сказал: я увлеку его. И сказал ему Господь: чем? Тот сказал: я выйду и буду духом лжи в устах всех пророков его. И сказал Он (Господь): ты увлечешь его и успеешь; пойди и сделай так. Знай царь, – говорил пророк, – что дух лжи в устах пророков твоих, и Господь изрек о тебе недоброе.
Во время этих слов пророка подошел лжепророк Седекия и ударил по щеке святого Михея, проговоривши:
– Какой Дух Господень сказал тебе всё это.
– Вот ты увидишь это, – отвечал святой Михей, – в тот день, когда из страха пред ассириянами будешь бегать из комнаты в комнату, чтобы скрыться хотя в доме своем.
Переполненный гневом, Ахав велел взять пророка Михея и посадить в темницу и там кормить «хлебом печальным» и поить «водою печальною», т.е. давать ему хлеба и воды в таком малом количестве, чтобы пророк только не умер от голода и жажды, а остался жив до возвращения царя, который хотел предать его мучениям. Царь так и сказал:
– Держите его, пока я не возвращусь в мире.
Святой Михей отвечал царю:
– Если ты возвратишься в мире, то не Господь говорил через меня.
Затем святой Михей обратился к народу и громко сказал:
– Слушайте это все люди!
Святой пророк был посажен в темницу, находившуюся в столице царства израильского, – Самарии. Царь же Ахав отправился на войну, где и был убит согласно пророчеству святого Михея; об этом подробно сообщается в 22 главе Третьей книги Царств и в 18 главе Второй книги Паралипоменон. По смерти Ахава воцарился сын его Охозия.
О кончине святого пророка Михея ничего не говорится в святом Писании; лишь в прологе сообщается, что он будто бы был убит Иорамом, сыном Ахавовым; но уже раньше замечено, что Иорам был зять, а не сын Ахава. Однако весьма вероятно, что святой пророк Михей умер мученическою смертью от кого-либо из мучителей: ибо жена Ахава Иезавель, оставшаяся после мужа вдовою, и сын его Охозия, принявший после отца царство и зять, царь иерусалимский Иорам, – все они не могли чувствовать расположения к предсказавшему погибель Ахава. Память пророка Михея в Великой Минее Четии и в Киевских месяцесловных святцах полагается в пятый день месяца января. И в Минее Четии о нем говорится, что за обличение беззакония он был убит и брошен в пропасть: ближние святого Михея извлекли его честное тело оттуда и предали погребению в своей земле, близ гроба одного странствовавшего пророка. По прошествии 150 лет, быть может и более, по первом пророке Михее, явился (в VIII в. до Р. Хр.) другой святой пророк того же имени, память которого и совершается ныне.
Он происходил из колена Иудова; родиной его было местечко Морасфи близ города Елевферополя; отсюда святой пророк получил и свое прозвание Морасфитянин. Он пророчествовал в Иерусалиме во дни царей иудейских Иоафама, Ахаза и Езекии; в это же время жил и святой пророк Исаия. Святой Михей обличал своих единоплеменников, что они, уклонившись в идолопоклонство, забыли истинного Бога и усвоили нечестивые обычаи язычников. С сердечным сокрушением говорил им пророк, обращаясь от лица Божия:
– Люди Мои, что Я сделал вам? чем оскорбил вас? чем досадил вам? – Отвечайте мне. Или за то, что Я вывел вас из земли египетской и избавил от рабства, вы оставили Меня и признали своими богами языческих идолов?
Обличая также притеснения, неправды, грабительства и обиды, причиняемые князьями, судьями и старейшинами убогим и нищим, святой Михей говорил:
– Слушайте главы дома Иаковлева, ненавидящие добро и ищущие зло, не вам ли должно прилагать все усилия, чтобы творить праведный суд? Вы же до того несправедливо притесняете совершенно неповинных нищих и убогих, что содрали с них кожу, истолкли их кости и раздробили тело, – точно хотите вложить их в котел для приготовления снеди. Слушайте же это, главы дома Иаковлева, гнушающиеся правосудием и искривляющие всё прямое, созидающие Сион кровью и Иерусалим – неправдою!
Так пророк обличал грешных и, видя их неисправление, оплакивал погибель их, взывая со стенаниями:
– Горе мне! ибо со мною теперь – как по собрании летних плодов, как по уборке винограда: ни одной ягоды для еды (так нет угождающих Богу!). Увы, душа моя! не стало милосердых на земле, нет праведных между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки.
Оплакивая при обличении нечестивых их нераскаянность, пророк предсказывал грядущий на них гнев Божий: он постигнет сначала столицу израильского царства Самарию, так как здесь началось идолопоклонство и нарушение закона Божия, и языческое нечестие; затем подобному же наказанию подвергнется Иерусалим, – правосудие Божие судило прийти в разорение Самарии от ассириян, а Иерусалиму – от халдеев. И снова рыдал пророк говоря:
– Увы, увы мне! посещение Божие наступает!
Но между подобными печальными предсказаниями пророк Божий возвестил и радостное, что Пастырь и Спаситель душ наших, Господь Иисус Христос родится в Вифлееме: «И ты, Вифлеем Евфрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле». (гл. 5, ст. 2).
Остальные предсказания сего святого пророка Божия изложены в пророческой книге его имени.
Как, по совершении своего пророческого служения, окончил свою жизнь святой Михей мы не имеем определенных сведений, но не думается, что он умер мученическою смертью. В книге святого пророка Иеремии сообщается, что когда священники вместе с ложными пророками и множеством народа хотел убить святого Иеремию, то некоторые из старейшин защищали его, говоря собранию:
– Михей Морасфитянин пророчествовал во дни Езекии, царя иудейского, и сказал всему народу иудейскому: так говорит Господь Саваоф: Сион будет вспахан, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего – лесистым холмом. Умертвили ли его за это Езекия, царь иудейский, и весь Иуда? Не убоялся ли он Господа и не умолял ли Господа? и Господь отменил бедствие, которое изрек на них, а мы хотим сделать большое зло душам нашим.
Из этих слов можем видеть, что святой пророк Михей не был убит, но, по окончании своей богоугодной жизни, в мире почил. Он умер и был погребен на своей родине, – Морасфе. По прошествии очень многих лет его честные мощи вместе с мощами пророка Аввакума были обретены в царствование Феодосия Великого по откровению Божию Зевину, епископу Елевферопольскому. За всё сие да будет Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки. Аминь.
Канон святому пророку Михею Морасфитянину
Глас 8
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Во́ду проше́д, я́ко су́шу, и еги́петскаго зла́ избежа́в, изра́ильтянин вопия́ше: Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.
Припев: Святы́й про́роче Бóжий Михéе, моли́ Бо́га о нас.
Я́ко зерца́ло вои́стинну чи́сто Бо́жие и боже́ственных сы́й, Зижди́телю предстои́ши, блаже́нне, Его́же моли́ от бе́д спасти́ ве́рою пою́щия тя́.
Ра́зума испо́лнен духо́внаго сы́й, Михе́е, и прему́дрости от Бо́га, бу́дущих научи́лся еси́, я́ко чи́ст у́м, преизря́дне.
Проро́чество пропове́дая благоче́стно, Го́спода ре́кл еси́ с небесе́ на земли́ яви́тися, блаже́нне, пиша́ е́же к на́м Того́ явле́ние.
Богоро́дичен: Избавля́я яви́ся на земли́ пе́рвее плене́нныя, напосле́док дне́й пло́ти прия́тием, Богома́ти, пре́жде ве́к познава́емый.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Ты́ еси́ утвержде́ние притека́ющих к Тебе́, Го́споди, Ты́ еси́ Све́т омраче́нных, и пое́т Тя́ ду́х мо́й.
Язы́к тво́й тро́сть Боже́ственнаго Ду́ха бы́сть, и́мже на́м бу́дущих яви́л еси́ сбытие́.
Ты́ Преве́чнаго, пло́ть бы́вша, показа́л еси́ в Вифлее́ме, Кня́зя все́х, и Спа́са, и Наста́вника.
Таи́нник изве́стен су́щих па́че ума́ на́м бы́л еси́, проро́ческими, сла́вне проро́че, просвеще́ньми озаря́емь.
Богоро́дичен: Гора́ явле́ннейша Ты́ была́ еси́, Пречи́стая, на ню́же возше́д, Госпо́дь яви́ся, к Не́йже ны́не прибега́ем.
Седа́лен, гла́с 1.
Ду́хом, му́дре, просве́щся Святы́м, проре́кл еси́ я́ве бу́дущих ра́зум, уясни́в неудобопости́жная, о Михе́е пребога́те! Изы́дет бо от Вифлее́ма Кня́зь и Во́ждь, И́же упасе́т лю́ди Своя́, Христо́с, — ты́ проре́кл еси́.
Сла́ва, и ны́не: Де́вы отрокови́цы, предвоспо́йте, ма́тери, похвали́те, и вси́ воспо́йте пе́снь происхо́дную, успе́ние Де́вы и Ма́тере Госпо́дни пе́сньми богокра́сными предсоверша́юще боже́ственне: преставля́ется бо сла́вно к небе́сным.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́ и просла́вих Твое́ Божество́.
Сия́ньми свы́ше Боже́ственнаго дохнове́ния озаря́емь, бу́дущая возвести́л еси́, я́ко настоя́щая зря́, достосла́вне.
От Сио́на изы́де зако́н, я́коже проре́кл еси́, богоблаже́нне, и протече́ концы́, Госпо́дне сло́во пропове́дуя.
Госпо́дствовати яви́ся в дому́ Иа́ковли все́х Госпо́дь и в сла́ве и́мене я́ко Па́стырь упаса́ет, всеблаже́нне, лю́ди Своя́.
Богоро́дичен: Дави́дово отро́дие, Ма́ти Бо́жия и Зижди́теля ве́руема бы́сть: пло́ть у́бо Сего́, бы́вша от Нея́, несказа́нно породи́.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: У́тренююще, вопие́м Ти́: Го́споди, спаси́ ны, Ты́ бо еси́ Бо́г на́ш, ра́зве бо Тебе́, ино́го не ве́мы.
Возлюби́л еси́ в сле́д Го́спода ходи́ти, гото́в бы́в в путе́х Его́, прему́дре.
Разуме́л еси́ хотя́щее бы́ти спасе́ние все́м язы́ком от иуде́й, чу́дне.
Благода́ть зря́, пропове́дал еси́, богоявле́нне: к не́йже прибега́ют язы́к стада́, и спаса́ются.
Богоро́дичен: Ме́сто Госпо́дне Ты́ была́ еси́, Богома́ти: от Нея́же изы́де, ми́р от ле́сти избавля́яй.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Ри́зу мне́ пода́ждь све́тлу, одея́йся све́том, я́ко ри́зою, Многоми́лостиве Христе́ Бо́же на́ш.
Зако́ном повину́яся Бо́жиим, обличи́л еси́ вся́ преступа́ющия, храня́ зако́н, пресла́вне.
Михе́е боже́ственный и честны́й Ду́ха орга́н, мольба́ми твои́ми от бе́д ве́рныя сохрани́.
Богоро́дичен: Иу́дов Ты́ до́м све́тел, Де́во, сотвори́ла еси́, Возсия́вшаго от свята́го Твоего́ чре́ва я́вльши.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: От Иуде́и доше́дше, о́троцы в Вавило́не иногда́ ве́рою Тро́ическою пла́мень пе́щный попра́ша, пою́ще: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.
Потре́бен яви́лся еси́ Влады́це все́х и до́блейший, суровство́ владу́щих облича́я и уча́, и вопия́, достосла́вне: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Блиста́я луча́ми жития́ боже́ственнаго, и чисте́йший проро́к показа́лся еси́ боже́ственнаго явле́ния, воспева́я, блаже́нне: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Богоро́дичен: Равноде́телен Ро́ждшему, равноси́льное Сло́во, Соприсносу́щное, во утро́бе Де́вы О́тчим благоволе́нием зи́ждется я́ко Челове́к, отце́в Бо́г благослове́нный.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Мусики́йским орга́ном согласу́ющим и лю́дем безчи́сленным, покланя́ющимся о́бразу в Деи́ре, три́ о́троцы не повину́вшеся, Го́спода воспева́ху и славосло́вяху во вся́ ве́ки.
От нача́ла сы́й ве́ка, Бо́жие Сло́во яви́ся, избавля́я су́щия от Ада́ма, я́коже Михе́й прорече́: Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Мы́сленно науча́емь, вопия́л еси́: Воли́тель ми́лости Влады́ка, я́ко Ми́лостив, ка́яся о непра́вдах, ве́рою пою́щих, и превознося́щих Его́ во ве́ки.
Я́коже светла́ мо́лния, яви́лся еси́, Бо́жию зарю́ прие́м, и я́ко зерца́ло чи́сто бы́в, Михе́е, Го́спода по́йте, вопия́, и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Богоро́дичен: Кре́пко утеше́ние, Де́во, е́же от Тебе́ Рожде́ннаго иму́ще, держи́м апо́стольски честно́е испове́дание, Го́спода пою́ще и превознося́ще Его́ во ве́ки.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Вои́стинну Богоро́дицу, Тя́ испове́дуем, спасе́ннии Тобо́ю, Де́во Чи́стая, с безпло́тными ли́ки Тя́ велича́юще.
Уму́ нетле́нному и чисте́йшему, луча́ми благоче́стия сия́я, о ми́ре моля́ся, при́сно предстои́ши.
Наста́ светоно́сная па́мять твоя́, проро́че, проро́ческими дарова́нии испо́лнена и ре́ки покая́ния источа́ющи.
Спа́са, ми́рови прише́дша по твоему́ прорече́нию, обожа́емь па́че ума́, весе́лия, блаже́нне, наслажда́ешися.
Богоро́дичен: Я́ко все́х превы́шши и чисте́йши, скве́рны души́ моея́ очи́сти, я́ко Бо́га заче́нши Преблага́го.
Вернуться к списку