- Новинки
- Выгодная цена
- Распродажа
- Последний товар
- Коллекции
- Как оставить отзыв
- Хит продаж
- Весеннее обновление
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
О символике... водосвятного бака. Размышление в преддверии праздника Крещения
В православном храме духовно-символический смысл имеет каждый предмет. – Каждый?.. Но какая символика может быть у скамейки, на которой сидят пожилые прихожанки? У ковра на солее? Или, к примеру, у водосвятного бака? Попробуем разобраться.
В православном храме духовно-символический смысл имеет каждый предмет. – Каждый?.. Но какая символика может быть у скамейки, на которой сидят пожилые прихожанки? У ковра на солее? Или, к примеру, у водосвятного бака? Попробуем разобраться.
Смыслы скрытые и явные
Главный водосвятный бак в большинстве храмов – это предмет, ведущий «двойную» жизнь. На протяжении всего года он скромно стоит в уголке, куда к нему приходят жаждущие прихожане. Как правило, бак этот наполняют с помощью шланга, прикрепленного к снабженному фильтром водопроводному крану: вручную наносить литров двести воды было бы затруднительно. Святую воду подливают после каждого молебна – веруя, что «капля освящает море».
Все меняется в Крещенский сочельник. Бак выдвигают в середину храма (для этого емкости большого объема снабжаются колесиками). Он становится центром всеобщего внимания. Во многих приходах крещенскую воду так и освящают – в главном баке, и оттуда разливают прихожанам. «Во Иордане крещающеся Тебе, Господи, – Воспевает священник, погружая крест в воду, – Троическое явися поклонение...» Крест, которым освящают воду, указывает на Самого Христа, сходящего в Иордан. А реку, ставшую священной для всех поколений христиан, символизирует тот самый водосвятный бак – предмет, по привычке казавшийся нам совсем не интересным.
Святая воды – «универсальный носитель» Божественной благодати, некий «посредник», с помощью которого освящаются материальные предметы. Верующие пьют ее, окропляют жилища и вещи, умываются ею. Почему Бог даровал нам обряды освящения? – Человеку, который имеет не только душу, но и тело, легче воспринимать Божественную благодать, соединенную с неким веществом: освященной водой, елеем и т.п. Благодать Божия очищает и освящает человека – образом ее является вода, которой свойственно омывать и освежать. Без благодати душа умирает, как умирает все живое без воды. Возвращаясь к водосвятному баку, вспомним, что он является вместилищем святой воды так же, как наша душа призвана стать вместилищем благодати.
Конструкция и облик
Канонов определяющих вид и конструкцию бака для святой воды, не существует. Как правило, его украшает крест, расположенный вверху или на одной из стенок. Крест этот может быть как восьми-, так и шести- или четырехконечным.
На протяжении истории форма емкостей для хранения святой воды и материал, из которого они изготавливались, менялись неоднократно. Сохранились сведения о том, что уже в IV столетии христиане освящали воду и хранили ее в мраморных или терракотовых сосудах. Сосуды эти нередко украшали надписями, например: «Почерпите воду с радостью» (Ис 12. 3), «Глас Господень на водах» (Пс. 28, 3). Соответственно, надпись «святая вода» или табличка с текстом молитвы на принятие святой воды, которые мы нередко видим в наши дни, имеют предшественников в глубокой древности.
Где лучше расположить водосвятный бак в храме? – Как правило, его ставят в притворе, в таком месте, где прихожане смогут набирать святую воду, не мешая ходу богослужения и не создавая толчеи. Хорошо, когда рядом расположена полочка с кружками для питья. Помимо большого бака во многих храмах есть еще меньшие, переносные. Их удобно использовать как во время Великого освящения воды на Крещение, так и при совершении водосвятных молебнов.