- Новинки
- Выгодная цена
- Распродажа
- Последний товар
- Коллекции
- Как оставить отзыв
- Хит продаж
- Весеннее обновление
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Выразить с помощью наряда свой внутренний мир, принадлежность к некой общности было свойственно человеку всегда. Собственно, и привычный «стандарт»: джинсы и что-то еще, практичное и по сезону, – тоже декларация: «Я – современный человек». Другой вариант – офисный дресс-код – декларация лояльности к работодателю.
Интересной иллюстрацией постулата о стремлении человека выразить свои взгляды через одежду являются молодежные субкультуры. А еще – современные мусульмане.
На улицах Москвы и других крупных городов можно увидеть множество «южного» (а иногда – и вполне славянского) вида женщин в затейливо повязанных платках-«хиджабах». Хотя, справедливости ради, отметим, что такой вариант одежды был традиционен не для всех исповедующих ислам стран – где-то женщины впридачу носили тюбетейки и другие подобные им головные уборы. Но, видимо, таков уж порыв души новоначальных. Да и красиво это! Струящаяся ткань, кружева, изящный силуэт – жаль, что традиция закутываться в платок все устойчивее ассоциируется с исламом.
Это напоминает печальный факт из истории Греции: в годы оккупации страны турками христианки перестали покрывать головы, чтобы отличаться от магометанок. Правда, преподобный Косма Этолийский, бесстрашно просвещавший соотечественников в Северном Эпире, считал платок неотъемлемым атрибутом благочестия, говорил об этом и раздавал платки наряду с духовной литературой, – и в тех местах традиция покрывать голову ради угождения Богу укоренилась.
О влиянии одежды на поведение и мировосприятие было известно всегда – если не явно, то подспудно, иначе – зачем бы стали многочисленные правители указывать своим подданным, как им одеваться? Простейший пример: Петр I, круто переставивший страну на европейские рельсы и запретивший подданным облачаться на самобытный русский лад...
Но для верности отечеству необходим патриотизм, а он воспитывается вместе с любовью и уважением к родным традициям. Император Александр III, автор знаменитых слов: «Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать», был верен себе и в быту. Он носил русскую косоворотку и сапоги. Его сын, государь- страстотерпец Николай Александрович, тяготел к исконно русскому еще сильнее – свидетельством тому служат и его мысли о том, чтобы возвратить столицу в Киев, и знаменитые балы в древнерусских одеяниях. Но придворное платье в русском стиле ввела еще государыня Екатерина II. С тех пор в обиходе высшего света на два столетия прочно закрепилось словосочетание «русское платье». Именно такое платье надевала в торжественных случаях сама Екатерина, в нем она запечатлена на многих портретах. Император Николай I с присущей ему скрупулезностью унифицировал придворное платье, в 1834 году особым указом постановив, какими должны быть его покрой, отделка, цвет и фасон. Мужчины были обязаны являться в свет в своих военных или статских мундирах, в соответствии с рангом должности. Дамский наряд состоял из двух предметов: нижнего «сарафана» с короткими рукавами «фонариком» и бархатной накидки, непременно украшенной шитьем и галунами, с длинным «треном» (шлейфом) и широкими откидными «боярскими» рукавами длиной почти до колена. Вертикальная линия середины платья была зачастую подчеркнута спереди декорированной планкой с пуговицами, чем давалась явная отсылка к старинному наряду. На голове у замужних дам были кокошники или повойники со спускающейся на спину вуалью, а у девушек – повязки, также с вуалью. (К слову отметим, что головной убор воспринимался как непременный атрибут выходящей из дома женщины вплоть до середины ХХ века). Придворные дамы, в зависимости от своего статуса, должны были носить платья соответствующих цветов: например, фрейлины Ее Величества – пунцовое, фрейлины великих княжон – светло-синее, статс- дамы – зеленое и т.п. Узор вышивки также был регламентирован и соответствовал шитью на мужских костюмах. Впрочем, император оставил дамам некоторую свободу в выборе деталей и силуэта наряда, так что он в некоторой мере видоизменялся в соответствии с модой и вкусами владелиц: например, кокошник с годами сделался значительно ниже.
Придворные платья носили и императрицы, и их дочери – причем с весьма нежного возраста. Так, дочь императора Николая I – великая княжна Ольга записала в дневнике, что свое первое придворное платье из розового бархата она получила в одиннадцать лет.
Многие «русские» платья были подлинными произведениями искусства благодаря украшавшей их драгоценной вышивке. Некоторые из них сохранились в музеях – в частности, в знаменитом Метрополитен-музее в США. Интересно, что вышивка эта нередко создавалась мастерицами в православных женских монастырях, которые славились искусством своих рукодельниц. Как сообщает источник: «Работы русских золотошвей пользовались заслуженной славой и с успехом экспонировались на выставках, как в России, так и за рубежом. В 1893 г. в Чикаго на Всемирной выставке внимание публики привлекли два парадных придворных платья с золотым шитьем, исполненным монастырскими мастерицами». Тот же источник описывает декор одного из подобных платьев: «Костюм украшает мастерски выполненное золотое шитье в виде цветочных гирлянд, перевязанных лентами, особо роскошное на «хвосте» шлейфа, эффектно сверкающее на фоне бархата интенсивного синего цвета... Многообразие материалов, применяемых в вышивке, и использование различных швов для закрепления металлических нитей, введение в узоры блесток, золотых и серебряных пластинок разной формы, блестящих и матовых, позволяло достичь богатства фактуры вышитых поверхностей». А вот – еще один исторический документ – описание приема в Зимнем дворце, состоявшегося в 1895 году по случаю представления придворных дам новой императрице – государыне Александре Феодоровне, опубликованное в журнале «Всемирная иллюстрация»: «Великолепная белая Николаевская зала к половине второго часа наполнилась дамами. Тут во всем блеске выказались красота и богатство оригинального русского костюма. Картинность собрания... просилась под кисть художника. Какие тут были роскошные кокошники... какие богатые сарафаны из бархата, шелка, индейских тканей, какие богатые парча, меха на оторочках, цветы, кружево, какое разнообразие цветов и оттенков от темно-зеленых, синих до нежных и светло-зеленых, розовых, лиловых».
Придворное «русское» платье подчеркивало самобытность России, демонстрируя его как зарубежным гостям, так и собственным гражданам, говорило о национальном эстетическом вкусе, иллюстрировало величие и богатство империи. Стоит отметить, что оно было еще и великолепным примером синтеза того, что сегодня назвали бы «этническим стилем», и классических мировых представлений о красоте и гармонии.