Беседа с руководителем мастерской Сергеем Морозовым
– Расскажите о том, как создавалась стенопись храма в Белоусово.
– Это была крупная и важная работа: храм – памятник архитектуры XVII века, объект культурного наследия. Росписи включают в себя большое число многофигурных композиций. Есть интересные, необычные сюжеты – например: святые воины с Архангелом Михаилом во главе шествуют к Небесному Иерусалиму. В этом торжественном шествии участвуют и древние мученики, и русские благоверные князья... Архангел Михаил показан именно как воевода. Данная иконография родилась во времена царя Иоанна Грозного, мы возвратили ей жизнь в наши дни. Еще одна икона – Архангел Михаил на красном коне – отсылка к Откровению Иоанна Богослова. Ее сразу видят входящие в храм. Среди прихожан и благотворителей храма немало военных; может быть, поэтому воинской тематике отведено такое большое значение в стенописи. Цвета росписи яркие, много золота, много света, в куполе фон полностью золотой. Все это говорит о Свете Небесном, дарит ощущение радости, создает приподнятое настроение.
– Роспись довольно динамична: многие святые изображены в движении, во взаимодействии. Большое внимание уделено деталям: здесь и орнаменты, и диковинные райские цветы. Как бы вы охарактеризовали ваш стиль письма?
– В его основе лежит московская школа иконописи времен прп. Андрея Рублева. При этом, безусловно, присутствует и влияние других стилей: здесь вы увидите черты палехского стиля, ярославской школы: декоративность, богатство письма. Например, пейзажи в стенописи московской школы более условные, а у нас – достаточно детально проработанные, занимающие важное место в композиции.
– Вы были на освящении храма в Белоусово?
– Не удалось! Приглашали, очень хотелось поехать – но у нас, как это часто случается, был аврал: срочно требовалось расписать очередной храм к престольному празднику... А без меня бригада сиротеет, без дирижера оркестр играет хуже...
– Сколько времени – хотя бы в среднем – занимает роспись храма?
– По-разному. Нельзя вывести даже среднее арифметическое! Например, в один храм нас пригласили 23 декабря и сказали, что... уже 31-го будет освящение – и мы должны к этому времени расписать целый придел! За восемь дней! Мы успели. В частности, написали в алтарной части явление Пресвятой Богородицы прп. Серафиму Саровскому. Это многофигурная композиция: Богоматерь в окружении сонма святых дев, перед Ней – склонившийся преподобный Серафим и упавшая ниц монахиня. Целые большие храмы мы расписывали за два месяца, за три...
– Но лучше работать без спешки?
– Конечно! Мы мечтаем об этом. Приходится «воевать» с заказчиками за сроки, объяснять, что работа требует времени, что иконописцам тяжело…
– Расскажите о ваших недавних работах.
– В московском Андреевском мужском монастыре мы расписали трапезную. В городе Старый Оскол создали стенопись в церкви во имя Прп. Сергия Радонежского. Троицкий храм в Нижнем Новгороде (в Копосово) – знаменитый: по преданию, когда Прп. Сергий Радонежский пришел в этот город умирять князей, прекращать междоусобицы, он остановился помолиться именно там. Расписывали храм и в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода – вообще, нам довелось довольно много работать в этой епархии. А всего за шесть лет мы расписали двадцать шесть храмов.
– Какой у вас коллектив?
– У нас двадцать художников, на крупные работы привлекаем дополнительные силы. Наши сотрудники – выпускники Палехского художественного училища. Оно выпускает хороших художников.
– Есть ли у вас разделение труда на «личников» и «доличников»?
– Есть. И это приносит свои плоды. Посмотрите на фото росписи любого нашего храма: создается впечатление, что ее создавал один человек! Это достигается именно благодаря разделению труда. Я – бригадир, отвечаю за общую работу бригады. У нас в бригаде два личника, восемь человек пишет одежду, есть пейзажисты, есть те, кто пишет архитектуру.
Беседовала Алина Сергейчук