В Санкт-Петербурге уже много лет существует группа компаний «Паллада», возглавляемая Константином Лихолатом, которая занимается керамическим благоукрашением храмов. В ее штате работает около шестидесяти преданных своему делу профессионалов. Одним из принципов компании «Паллада» является нацеленность на неповторимость, штучность произведений: керамических иконостасов и икон, изразцовых печей и каминов.
История человечества знает множество примеров керамического благоукрашения, которое, благодаря долговечности используемого материала, с глубокой древности служит людям. С распространением христианства керамику стали использовать и для передачи канонических образов. На службе у Церкви керамика – этот «земельный» кладезь природной естественности, творчества, Божественного откровения оказалась не случайно: ведь из «праха земного» был создан рукою Божией и сам человек...
Церковным направлением в компании «Паллада» занимается особое подразделение – православные мастерские «Финист», освященные в честь святителя Спиридона Тримифунтского. Причина посвящения мастерских покровительству этого святого – чудо, совершенное угодником Божиим во время своей земной жизни. На Первом Вселенском Соборе, когда шел спор православных с арианами, святитель явил наглядное доказательство Единства Святой Троицы. Он взял в руки кирпич и крепко сжал его. Вверх взметнулся огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, – сказал тогда святитель Спиридон, – так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино». Это чудо, материалом для которого стала глина, делает святого Спиридона особенно близким для художников-керамистов.
Неудивительно, что в своем стремлении послужить Творцу художник часто выбирает глину: податливую, но после обработки обретающую крепость камня. При этом керамика продолжает восприниматься как часть земли – подобно стеклу, камню и дереву. Это – живой материал, в отличие, например, от пластмассы или фотопечати, применение которых в церковной практике, увы, сделалось почти повсеместным. «Конечно, это тоже последствия технического прогресса: легко, доступно и недорого. Разница в одном – в отсутствии живого человеческого участия, индивидуальной мысли, драгоценного авторского чувства. Поэтому, даже если машина и воспроизводит изображение кем-то когда-то вложенной в произведение церковного искусства любви, то эта вещь навечно остается лишь имитацией», – поясняет Константин Викторович.
Принципом мастеров «Паллады», создающих керамическую икону, является бережное отношение к православным канонам, столетиями формировавшимся в религиозной традиции. Мастера компании накопили большой опыт в деле благоукрашения. Не менее важная сторона работы – изучение технологий, эксперимент ради получения тех или иных художественных эффектов. В живописи желаемый результат можно получить обычным смешением цветов и увидеть его мгновенно. Процесс рождения керамического произведения, напротив, долог, кропотлив и трудоемок. Каждая находка мастера должна быть подкреплена в ходе многочисленных обжигов. Если не любить керамику, не разговаривать с ней, как с живым человеком, едва ли можно добиться от нее отдачи.
Художника-керамиста «Паллады» и ее структурного подразделения – Православных мастерских «Финист» – зовут Аурел Маринуца. Кажется, что сама керамика и изразец повлияли на его творческий почерк своими свойствами и пластикой. «По мере того как я погружался в керамическое творчество, мои любопытство и заинтересованность росли. Постепенно появилась уверенность, умение владеть навыками: и в подгонке, и в монтаже. Стали чувствоваться параллели и сходства в возможностях, допустим, станковой живописи и керамической техники. Эти параллели приводили к мысли, что те знания, которые я получил в изо- бразительном искусстве, можно использовать и в керамике», – говорит Аурел. Совместно с К. Лихолатом они пришли к идее керамической мозаики для фасадной иконописи. Возникла мысль: почему бы не использовать этот материал, зная его живописные качества и устойчивость к морозу, снегу, дождю. Итогом творческого эксперимента стало изготовление большой иконы Казанской Божией Матери для собора в г. Кемерово. Двигаясь дальше и познавая технологии керамики, А. Маринуца пришел к размерному модулю отдельных фрагментов икон. Стал распиливать изразцы, пряча швы в складки одежды, по силуэту лика, кистей или нимба. На большом расстоянии эти швы незаметны, но в таком делении иконы на сегменты родилась своя пластика, необычный авторский подход.
Для Нижегородской епархии мастерской были исполнены две фасадных иконы: равноапостольные Кирилл и Мефодий и Пресвятая Богородица «Всех скорбящих Радость». Они сравнительно невелики: метр по большей стороне. Сами образы изготовлены из отдельных изразцов и смонтированы в керамические киоты. Работа получилась гармоничной – и по цвету, и по сюжету, и по композиции.
В 2013 г. в рамках реставрации объекта начала XX века Аурелом Маринуцей была произведена работа над иконой «Богоматерь с Младенцем» по рисунку Виктора Васнецова. Подлинник иконы Васнецова находится в Русском музее. А. Маринуца вспоминает: «Основная проблема заключалась в том, что иконы, написанные в академическом стиле, предполагают моделирование формы с учетом мягкого перехода от света к тени, с теплохолодностью цветовой, хорошим рисунком складок, прорисовыванием кистей рук, черт лица. Все это должно быть написано на хорошем академическом уровне. В керамической технике достичь этого, конечно, несколько сложнее, чем в той же темперной или масляной живописи. Художник-керамист встречает сопротивление материала, которое диктуется и высокой температурой, и изменением цвета глазури до обжига и после обжига. Все эти колебания и цветовые изменения нужно проверять опытным путем на примере пробных обжигов, чтобы понимать, как меняется цвет в печи. Проделав большое количество пробных обжигов, подыскав необходимую палитру и стараясь добиться мягкости в передаче моделировки формы, мы постепенно пришли к тому, что в академической трактовке оптимальный вариант – это сочетание работы кистью и аэрографом. Аэрограф позволяет, путем наложения на прописывание формы кистью, обобщать мазки, прориси, рисунок, и добиваться зрительной мягкости изображения. Таким образом мы нашли свою технику письма. Она позволила сделать хорошую копию с этого образа, который сейчас находится в фирме «Паллада».
Работая над переводом в керамику образа Архангела Михаила, написанного прп. Андреем Рублевым, мастеру удалось создать произведения на цельных пластах большого размера. Последнее из них достигло 2,5 м по большей стороне. В планах «Паллады» изготовить пласты еще крупнее. Отметим: у А. Маринуцы есть талант, а значит, с Божией помощью, ему покорится любой размер. Создавая икону Тихвинской Божией Матери с клеймами для одноименного с компанией фрегата «Паллада», Аурел сумел сотворить произведения очень малого формата: иконы Святителя Николая и великомученика Пантелеимона имеют длину по большей стороне всего 10 см.
Недавно смонтирована икона с Деисусным образом для храма Александра Невского в Москве. Особый интерес представляет то, что композиция, предназначенная к установке на фасаде храма, создана из оплечных образов Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи. «За счет того, что образы были крупные, у нас появилась возможность делать обобщенные тени ликов, санкирию, на всех трех ликах. Это позволяло широко прописывать, с помощью аэрографа задувать санкирию, общий тон ликов, делать подрумянки. После обжигов и моделирования формы мы наводили «движки» – штришки, выполненные белилами, и «оживки», которые придавали живость и динамику», – объясняет детали своей творческой задумки мастер. К работе над написанием икон мастерская привлекла о. Александра (Ежова) из церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой. Будучи талантливым художником и иконописцем, он включился в работу над созданием Деисусной иконы. О. Александр принимал непосредственное участие в ее создании: от картона до керамики. От синтеза богословских знаний и технологий в производстве керамики следует ожидать насыщенного результата.
Творческих планов много, есть и новые идеи, как добиться от керамики дополнительных изобразительных возможностей. Глядя на то, что делают А. Маринуца и его коллеги, невольно возникает мысль, что развитие керамической иконы находится на своем новом подъеме. Мастера «Паллады» обращаются к примерам прошлого, украшавшим памятники архитектуры, занимаются их реставрацией, что позволяет прослеживать на конкретных произведениях всю историю развития керамического благоукрашения. А благоукрашение храмов керамикой – это скромное призвание на большом пути.
Антон Айнутдинов