Беседа с руководителем мастерской «ТИП-Икон» Николаем Бердниковым
Когда руководитель мастерской «ТИП-Икон» Николай Геннадьевич Бердников узнал, что в храме, который расписывает его коллектив, крестился выдающийся инженер и меценат ХХ века Александр Матвеевич Понятов, он захотел поделиться информацией об этом человеке и о восстановлении храма Смоленской иконы Божией Матери в деревне Соловцово (Республика Татарстан).
– Среди ваших недавних работ – роспись храма Смоленской иконы Божией Матери. В этом храме, еще хранящем следы разрушения снаружи, но уже украшающемся стенописью внутри, есть нечто, по-особому трогающее душу…
– Этот храм уже более года, по зову своего сердца, восстанавливает Роман Андреевич Тарасов – мой хороший знакомый. Он давно планировал посвятить себя возрождению разрушенной святыни, искал такую святыню, предлагал – и наконец пришел к этому зданию начала XVII в. До этого были разные ситуации: например, в одной действующей церкви, находившейся в весьма плачевном состоянии, настоятель попросту отказался от предложенной ему безвозмездной помощи – видимо, не желая беспокойства от ремонтных работ... В Смоленском храме богослужения на протяжении последних десятилетий не совершались. Роман обратился в митрополию за благословением и на собственные средства приступил к работе. Тогда к храму был прикреплен священник из соседнего села. В том, что выбор пал именно на эту церковь, я вижу определенный Промысел Божий. Ну, а мы помогаем Смоленскому храму в рамках нашей ежегодной благотворительной программы: расписываем стены и консультируем Романа в выборе материалов, наиболее подходящих для восстановительных работ.
– Есть ли в храме прихожане?
– Там есть несколько бабушек, которые много лет чаяли, что храм откроется. Каждый год, на престольный праздник, они собирались у разрушенной церкви и читали акафист. Когда появились мы, эти доброжелательные женщины взялись снабжать нас провизией, чтобы мы не отвлекались от работы: носили овощи со своих огородов и продукты из магазина, до которого надо идти около двух километров! Спали мы в притворе храма. На паперти организовали импровизированную кухню, а бочка на четырех столбах, зашитых фанерой, служила нам душем. За водой для ее наполнения, а также для приготовления пищи и ежедневной влажной уборки в храме нам приходилось ходить за 200- 300 метров. Хочу уточнить, что ко всем жилым домам села водопровод подведен, но храму – бывшему «овощехранилищу» это не полагалось. Мы же, лишенные всех привычных благ цивилизации, но не заботы пожилых жительниц села, сохранили только теплые воспоминания об этой работе и о времени, проведенном там.
– Какие работы выполнены в Соловцово сегодня?
– Проведены главные работы для сохранения здания: очищен, просушен и укреплен фундамент, восстановлена гидроизоляция и сделаны водоотводы, вставлены окна, стены с внутренней стороны оштукатурены и подготовлены для росписи, подведено тепло – сделано все необходимое для возможности вновь совершать богослужения. Правда, пока только в приделе в честь Святителя Николая. Необходимые для этого престол и иконостас были выполнены нашей мастерской. Сам иконостас небольшой: три с половиной метра шириной и около трех – высотой. Он интересен и необычен тем, что витиеватый резной орнамент, выполненный из дуба, зафиксирован на золотом основании – чаще золотом покрывают именно резьбу. Благодаря этому иконостас приобрел легкость и глубину – в нем символически явлен Небесный Свет, как бы идущий изнутри, – на этот свет в традиции церковного искусства указывает золото. Иконостас объединил в единое целое все иконы и стал «границей», отделяющей молящихся в храме от Святая Святых. Сам Господь во время богослужения пересекает эту «границу» для проповеди и для того, чтобы даровать каждому желающему возможность соединиться с Ним в Таинстве Евхаристии.
– Поговорим о стенописи в Никольском приделе…
– Роспись стен Никольского придела и притвора храма в честь Смоленской иконы Божией Матери, архитектурно соединяющихся в единое целое, раскрывает тему Боговоплощения со времен ветхозаветных пророков: свод заполняет композиция «Древо Иессеево». Раскрыта и тема заступничества Господа Иисуса Христа и Его Пресвятой Матери за всех безвинно осужденных и обиженных: на восточной стене, в самом центре, мы поместили ростовое изображение Святителя Николая, которому Господь и Пресвятая Богородица возвращают знаки архиерейского достоинства – Евангелие и омофор. Событие из жития Святителя, предшествовавшее этому чуду – заушение святым Николаем Ария на Первом Вселенском Соборе, запечатлено на западной стене притвора. Данная композиция завершает цикл житийных сюжетов. Самым необычным образом в Смоленской церкви является изображение Ангела Хранителя храма с мечом в руке. Это символ Божественного воздаяния каждому по делам его: наказания осквернителю и разрушителю Дома Божия и заступничества перед Господом за каждого исходящего из храма с чистым сердцем.
– Каково должно быть соотношение между мастерством и духовностью в работе иконописца?
– Я имею богословское образование и понимаю, что, когда ты пишешь иконы или фреску, надо постоянно контролировать свое сознание и обращать ум к Богу: просительно ли, благодарственно ли. Необходимо сосредотачивать свой ум, а это возможно с помощью молитвы. Но если мы будем только повторять слова Иисусовой молитвы, не пытаясь при этом подчинить свою жизнь заповедям Господним, не делая добрых дел, – это будут какие-то мантры. Каждый иконописец своей работой должен подтверждать то, что он православный христианин. А православный христианин – это человек, который в своей работе стремится не только к поиску средств, чтобы укрепить свое положение в земном мире, но и к миру Горнему. При этом важно понимать, что без мастерства иконописи просто не существует. Например, сейчас многие художники сообщают о себе, что работают по благословению. Благословение необходимо – но давать его может не всякий батюшка, а только священник, который сам хорошо разбирается в иконописи и способен оценить уровень подготовки того, кто хочет ею заняться. Лишь убедившись в мастерстве художника, он сможет прочесть молитвы посвящения в иконописцы. Важно помнить, что благословение на иконописание должно давать стимул двигаться дальше: совершенствовать свое умение, изучать литературу, сотрудничать с другими художниками, обмениваясь опытом…
– Важно правильное отношение к иконе – не только со стороны иконописцев, но и со стороны тех, кто будет молиться перед этой иконой…
– Икона не должна быть разменной монетой или каким-то оберегом. Встречается и такое: «Я икону в машину повесил – и могу теперь ездить пьяным и не разобьюсь, а если разобьюсь – значит, Бога нет». Это язычество. Ни один богословски образованный человек не скажет вам, что икона спасает. Бог спасает, а не икона. А икона помогает нам обратиться ко Господу, возвести к Нему ум, сконцентрировать внимание на молитве. И каноны иконописи, прориси – служат тому, чтобы иконописец не вносил ничего от себя. Икона символична. Она не требует полного портретного сходства: например, Моисей Мурин не изображается темнокожим, а Матрона Московская слепенькой. Потому что икона запечатлевает человека, преображенного в Небесном Царствии. Очень важно, чтобы мы, иконописцы, правильно понимали, чем мы занимаемся – и несли это людям.
Беседовала Наталья Зубкова
История храма в Соловцово связана с именем Александра Матвеевича Понятова
В России этот человек мало известен, а вот в США, куда он был вынужден эмигрировать после революции, о нем знают все, от мала до велика. На чужбине Александр Матвеевич, будучи очень одаренным, трудолюбивым, честным и отзывчивым, стал основателем известной фирмы по изготовлению видео- и аудиоаппаратуры, названной его именем: «АМПекс» – по первым буквам имени, отчества и фамилии.
Для американцев Понятов – это всё. Телевидение – и коммерческие, и государственные каналы – боготворят его. В учебных заведениях, где есть кафедры физики или радиоэлектроники, о нем говорят в превосходной степени.
О том, что А.М. Понятов крестился в Смоленском храме, нам рассказал его родственник, приехавший в Соловцово, который и показал фильм, посвященный ему, – каждый желающий может посмотреть его на нашем сайте.
Русский характер
Деньги не были для него главным. И на его примере видно, как Господь за самоотдачу, за использование таланта в полной мере, на благо всего человечества, даровал ему успех. Это был богатейший человек – и большую часть своих денег он тратил на благотворительность. Он построил несколько храмов и столовых для бездомных. У него было несколько тысяч сотрудников, и среди них много наших соотечественников.
Во всей истории Америки это был первый эмигрант, похороны которого транслировались в прямом эфире. На отпевание пришло столько людей, что все они не могли не только поместиться в храме, но и приблизиться к нему, поэтому венки тянулись по обочинам дорог на несколько километров.
Я радуюсь, что Господь сподобил нас поработать в Смоленском храме. А еще мне подумалось, что именно за благие дела Александра Понятова Господь вложил в сердце Романа Андреевича Тарасова желание возрождать этот храм. Биография А. Понятова очень поучительна: она свидетельствует, что надо посвящать свою жизнь Евангельским ценностям, а главная заповедь Евангелия – проявлять любовь к ближним. Если ты любишь ближнего, любишь Бога – то Господь помогает тебе и в работе. Это пример для всех нас, в том числе – и для иконописцев. И если каждый будет выполнять какую-то часть своей работы благотворительно – через десять лет у нас не останется разрушенных храмов.