Первые деревянные церкви в нашей стране появились еще до принятия равноапостольным Владимиром Христианства. С Крещением Руси их строительство продолжилось усиленными темпами. Какими были эти храмы?
Древние источники, повествующие о заключении князем Игорем договора с греками в 945 году, упоминают о церкви святого пророка Илии, куда водили заморских гостей. Там же упоминаются «срубленные» «божница свт. Николая» на Аскольдовой могиле и храм «святой Орины».
Один из древнейших храмов, возведенных по Крещении Руси, – упомянутая в летописях деревянная церковь Святой Софии в Новгороде, возведенная по благословению первого новгородского епископа в 989 году и сгоревшая в 1045. Интересно, что храм этот был рублен из дубовых бревен и имел тринадцать верхов – последняя деталь свидетельствует о существовании на Руси уже в то время самобытной церковной архитектуры.
Большинство старинных рубленых храмов и часовен, в различной степени сохранности дошедших до наших дней, имеются на Русском Севере. Некоторые из них взяты под опеку государством, отреставрированы и защищены от разрушения. Другие – консервируются и кое-как восстанавливаются добровольцами. Третьи – трагически молчаливо гибнут под ударами неумолимого времени... Изучение этих зданий – малых крупиц былого великолепия – драгоценный кладезь, черпая из которого, современные мастера смогут работать в русле традиции и создавать достойные произведения архитектурного искусства.
Клетские храмы и часовни
Древнейшие северные храмы были совсем простыми. Они именовались «срубленными клетски», от слова «клеть» – сруб. Главным отличительным знаком, по которому клетский храм или часовню отличали от простой избы, была рубленная из дерева главка с крестом. Иногда не было даже главки: лишь венчаюший двускатную кровлю крест говорил прохожему о том, что перед ним не людское жилище, но дом Божий.
Стоит отметить, что часовни на Русском Севере были широко распространены: их строили практически в каждой деревне, в которой не было храма. Местные жители с любовью украшали церковь или часовню домоткаными вышитыми подвесами, приносили из дома иконы и ставили их на специально устроенных полках. В урочные дни в часовни приходили священнослужители из расположенных в соседних селах храмов, служили молебны, панихиды. Верующие собирались на молитву и без священников. Некоторые часовни были довольно просторными, другие – совсем маленькими, так что потолок в них был чуть выше человеческого роста. Окна в таких храмах – как и во всех деревянных церковных зданиях Русского – делали небольшими, двери – невысокими, ради сохранения тепла.
Клетские храмы чаше всего состояли из трех срубов: алтаря, основной части и притвора; кровли сначала были двускатными, затем их форма стала усложняться: появились восьмискатные крыши, с XVIII столетия распространились декоративные «бочки», крытые серебристым осиновым лемехом; кровли стали вытягиваться вверх, придавая зданию особую самобытность. Первоначально церкви были одноэтажными, затем их стали строить на подклете, причем собственно богослужебное помещение располагалось в так называемом «горнем» – то есть верхнем – помещении, что было символично и помогало защититься от холода и сырости. Комбинация из нескольких «клетей», скомбинированных друг с другом по горизонтали и вертикали, создавала весьма живописные объемы.
Наряду с церквями, построенными «клетски», были и храмы, сооруженные в виде восьмигранника. Исследователи предполагают, что эта форма была призвана приблизить архитектуру деревянного храма к округлой. Круг в церковном искусстве являет собой образ бесконечности; округлый церковный свод – образ неба. Вероятно, к этому образу и стремились приблизиться зодчие, рубившие восьмигранные храмы, часовни и колокольни.
Шатровые храмы
Шатровый храм – явление самобытно русское, зародившееся и возросшее среди северных лесов. Чтобы возвести такое здание: стройное, устремленное ввысь, – требуется мастерство, взрощенное и выпестованное поколениями искусных строителей. В старинных документах шатровые храмы именовали «церковь древяна вверх». Когда был построен первый храм этого типа, доподлинно неизвестно, но летописи сообщают, что уже в 1397 году в Великом Устюге была возведена шатровая соборная церковь, которая была «древяна вельми велика» и, возможно, повторяла своей архитектурой еще более старый шатровый храм, срубленный в 1292 году.
Шатровый храм представляет собой высокую «башню-пирамиду» с отдельно прирубленными притвором и алтарем, а иногда – и многими другими помещениями: трапезной, галереями, приделами, крыльцами. Вероятно, первые шатровые храмы были не слишком высоки, но зодчие стремились возводить все более величественные шатры, так что в итоге их высота могла достигать более шестидесяти метров (например, как в храме во имя свв. Бориса и Глеба под Можайском, 1603 г.). Интересно, что истоки шатровой архитектуры, распространившейся затем и в каменном храмостроении, находятся именно в деревянном зодчестве. Так происходило взаимопроникновение разных типов архитектуры: деревянные главки, крытые серебрящимся на солнце осиновым лемехом – попытка плотников повторить золотые купола каменных храмов, а белоснежные шатры церкви Вознесения в Коломенском – заимствование, сделанное из деревянного зодчества Севера.
Шатровый храм – конструкция весьма устойчивая. Главное же преимущество шатра – в возможностях, которые он дает благоукрасителю. Необычайно живописный сам по себе, шатер позволяет обстраивать храм многочисленными дополнительными архитектурными объемами, устраивать декоративные кокошники и главки – так что здание приобретает поистине сказочный вид.
Внутреннее убранство, рожденное строением шатрового храма, также весьма необычно. Очевидно, что в устремленном ввысь здании необычайной высоты и тепло, и звук будут улетать вверх, что отнюдь не способствует проведению богослужений. Поэтому в храмах стали устраивать так называемые «небеса». «Небо» представляло собой искусственный свод, сделанный на относительно небольшой высоте и состоящий из центрального образа круглой или прямоугольной формы и веерообразно сходящихся к нему балок. «Небеса», как правило, покрывали росписью: в центре могла быть икона Спасителя, на балках – образы ангелов или святых.
Кубоватые и ярусные храмы
В XVII веке, при патриархе Никоне, строительство шатровых храмов, не имеющих аналогов в иных православных странах, было запрещено. Впрочем, полностью оно не прекратилось: в иных отдаленных местах зодчие продолжали строить на свой лад. А лишенный свободы применять полюбившуюся шатровую композицию народный архитектурный гений стал искать новых форм – и нашел. Появилась довольно причудливая форма, нечто среднее между «бочкой» и шатром, названная «кубом». На этот куб и устанавливались главки храма – теперь их, как правило, было пять – в соответствии с рекомендациями священноначалия того времени; встречались и одноглавые кубоватые церкви. Шире всего такие храмы распространились в Онежском крае. Кубоватые храмы, как правило, строились на основе четверика. Со временем, совершенствуя вновь изобретенную форму, мастера стали украшать кубоватые церкви великолепными многоглавиями: устраивать по девять и более главок, сочетать «кубы» с живописными кокошниками, бочками и т. п. Так русское северное зодчество вновь открыло для мира нечто новое, неслыханное и невиданное доселе.
С конца XVII века стали распространяться многоярусные храмы, основной объем которых мог состоять из нескольких поставленных друг на друга срубов. Так, например, центральный придел храма апостола Иоанна Богослова, возведенного в 1687 году в селе Богослово на реке Ишне, состоял из четверика, на который был поставлен шестерик, в свою очередь сделавшийся основанием для восьмерика – причем церковь имела еще и галерею, а все здание было установлено на высоком подклете.
Северные древнерусские храмы редко стояли поодиночке. Как правило, они составляли архитектурные ансамбли, в которые входили также колокольни или звонницы. Нередко колокольня соединялась с храмом крытым переходом, что было особенно удобно в снежную и морозную зиму. Часто рядом стояли два храма: просторный летний и более скромный, зато отапливаемый летний. Композиция из двух таких храмов и колокольни получило у исследователей именование «северный тройник».
Алина Сергейчук
Издательство «ORTOX Русиздат». Журнал «Церковный строитель» № 52, 2016 г.
Русиздат - ORTOX