Пасха – главное из торжеств церковного года. Во всех христианских странах ее празднование связано с богатыми традициями, отражающими в земной жизни – духовное ликование.
Стольный град царя-батюшки
В Москве времен государя Алексия Михайловича празднование Пасхи было многодневным торжеством, в котором участвовали все слои общества и отчасти стирались грани, разделяющие богатых и бедных. Так в благочестивом сознании царя и народа преломлялась истина о том, что Царь Небесный сошел спасти мир, объяв его своей любовью.
Еще в ночь под Великую Субботу русский царь тайно обходил тюрьмы, одаривая узников. Нам думается, не случайно это совершалось в то самое время, когда Христос сошел в преисподнюю, дабы освободить содержащихся там. Царь земной становился образом Царя Небесного, милующего преступивших Его закон. Это – далеко не единственное проявление «иконичности сознания» человека XVII столетия: вспомним, как за неделю до Пасхи, в Вербное воскресенье, патриарх являл собой образ Христа, совершая «шествие на осляти».
После Пасхальной полунощницы, которую государь слушал в своих палатах, он «приветствовал» сановитых людей, специально для этого собиравшихся во дворец, а затем шествовал в Успенский собор. Там совершалось праздничное богослужение – во время заутрени державный властитель земли Русской христосовался с патриархом, духовенством, боярами и «ближними людьми государевыми». Каждому жаловалось украшенное яйцо: гусиное, куриное или деревянное – точеное, расписное. Последние изготавливались загодя искусными иконописцами и ремесленниками, в том числе – мастерами Оружейной палаты и насельниками Троице-Сергиева монастыря (ныне – Лавра). Были яйца красные, изукрашенные многоцветными узорами по золотому фону, радующие взор цветными травами, в которых виднелись изображения людей и диковинных животных.
Согласно строго выверенному церемониалу царского двора, в течение Светлой седмицы государь принимал «пред светлы очи» либо навещал множество самых разных людей: архиереев и настоятелей монастырей, священников и мирян, бояр и слуг, стрельцов и тюремных сидельцев. И всем раздавались праздничные дары: одних яиц, согласно подсчетам историков, Алексий Михайлович раздавал до 37 000 штук, а нуждающимся жаловал и более насущные вещи: пищу, одежду. В радостное пасхальное время царская милость разрешала многие скорбные нужды подданных. Царица же принимала и одаривала боярынь и навещала женские монастыри, христосовалась с игумениями и сестрами...
Русская деревня
К Пасхальной заутрене отправлялись стар и млад, богатые и бедные. Там, где храм был один на несколько сел – дальние крестьяне ехали в церковь на телеге, прихватив с собой пасхальные снеди, которые там же, в храме, и освящали...
В праздничную ночь в деревнях жгли костры, смоляные бочки, устраивая своеобразную иллюминацию и иллюстрируя этим именование Пасхи Светлым Христовым Воскресением.
Во всю Светлую седмицу звонили в колокола: в эти дни на колокольню допускались все православные. Позвонить на Пасху считалось делом богоугодным. Духовенство с иконами и хоругвями обходило дома прихожан, совершая краткие праздничные молебствия. Во время шествия иконы покрывали вышитыми полотенцами, чтобы защитить их от пыли. После совершали обход так называемые богоносцы – с благословения священника (не всем разрешалось «ходить под Богом» с иконами в Светлую седмицу – так, запрет быть богоносцем налагался на людей, совершивших тяжкие грехи). А.А. Коринфский отмечает, что богоносцам во время обхода деревень настрого запрещалось употреблять алкогольные напитки – согрешившего тотчас отстраняли от святого дела. «Ходить под образами» считалось делом спасительным, сродни пешему паломничеству по святым местам. «Семь Светлых седмиц под Богом походить – в Ерусалим-град не ходить!» – говорили благочестивые люди.
Верующие с радостью принимали вестников Пасхи, кормили их, одаривали пасхальными яйцами, куличами и медовыми пряниками, жертвовали на храм.
В некоторых западных губерниях – Минской, Смоленской – на Пасху по дворам ходили «волочебники», которые приветствовали хозяина особыми «великоденскими» песнями – по аналогии с рождественскими колядками. Припевом для песен непременно служили слова «Христос воскресе!». Волочебников одаривали яствами, а иногда и деньгами.
Со среды Светлой седмицы молодежь начинала водить хороводы, которые продолжались до самой Троицы. Строили качели – они на селе были атрибутом праздника и по его окончании разбирались; катали яйца, соревнуясь в сноровке и точности. Существовал и такой обычай: к Пасхе пекли особые, искусно изукрашенные пряники. На второй день праздника, собравшись на гулянье, парни брали такие пряники с собой – и бросали приглянувшимся девушкам, причем каждый парень старался попасть в свою избранницу. К свадьбе пекли уже новый пряник – свадебный, изукрашенный еще богаче.
Греция
В православной Греции празднование Пасхи связано со многими традициями, удивительными для нас. Так, в городах там совершаются торжественные Крестные ходы на главную площадь, где происходит сожжение чучела Иуды. На острове Корфу сложился обычай в Великую Субботу с грохотом выбрасывать из окон большие глиняные вазы (пифосы), наполненные водой, выражая таким образом победу добра над злом. Есть и еще одно толкование этого обычая: греки считают, будто бы Мария Магдалина, увидев опустевший гроб Воскресшего Христа, от изумления выронила сосуд с миром... Кое-где есть и такая традиция: во время чтения Евангелия на Пасхальном богослужении, в то время, когда говорится о свершившемся по Воскресении Христовом землетрясении, прихожане начинают стучать палками по деревянным скамьям и лестницам, как бы иллюстрируя читаемое.
На ночной Пасхальной службе греки стоят с зажженными свечами, а часто – и с особыми лампадами в руках – до самого ее окончания. По традиции, пасхальный огонек надо донести до дома, чтобы зажечь от него лампаду.
Алина Сергейчук
Иллюстрация: худ. И.С. Горюшкин-Сорокопудов – «Канун Пасхи в старину»
Издательство «ORTOX Русиздат». Журнал «Ризница» № 52, 2016 г.
Русиздат - ORTOX