Равенну называют городом «более византийским», нежели сама Византия. И немудрено: именно здесь лучше всего сохранились памятники искусства древних ромеев: небольшие и неброские снаружи храмы, изнутри украшенные драгоценными мозаиками, при взгляде на которые захватывает дух.
Мавзолей Галлы Плацидии (вторая четверть V в.)
Это небольшое здание крестовой формы, сложенное из кирпича и покрытое черепичной кровлей. Его убранство соединило в себе черты искусства античности и Византии. Нижняя часть стен облицована мрамором, выше начинается многоцветие мозаик, в котором преобладают глубокие синие и золотистые тона. Мавзолей выстроила дочь императора Феодосия Великого – Галла Плацидия, надеясь опочить здесь. Галла скончалась в Риме в 450 году.
В мавзолее можно увидеть символические образы раннехристианского искусства, но не в том «незамысловатом» и даже «наивном» виде, в котором запечатлены они в катакомбах Рима эпохи гонений, а в изящном исполнении художников Западной и Восточной Римских империй. В.Н. Лазарев полагает, что над убранством мавзолея трудились как минимум два мастера: местный и прибывший по приглашению Галлы из Константинополя, и этому последнему принадлежат главные из композиций.
Над входом – одно из самых известных изображений: Христос – Добрый Пастырь в окружении доверчиво взирающих на Него овец, символизирующих христианские души. Нежные тона, плавные линии, обрамление реалистично изображенных растений... В куполе – лаконичное и выразительное изображение золотого четырехконечного креста на фоне усеянного звездами темно-синего неба. Вокруг креста – символы четырех евангелистов: телец, лев, орел и ангел. Ниже, над арками и на боковых сводах – уже не зашифрованные изображения апостолов – здесь они представлены в античных одеяниях, в динамичных позах. Христовы ученики то ли беседуют между собой, то ли молитвенно воздевают руки к Богу, то ли вдохновенными жестами искусных ораторов призывают ко вниманию слушателей своей проповеди... Каждую деталь можно рассматривать долго, находя в ней все новые евангельские и античные смыслы, замечая в творении старинных мастеров истоки языка церковного искусства позднейших веков. Вот – пышный растительный орнамент: не его ли отсветы мы видим в росписях и резьбе русских храмов? Голубые и охристые – то ли цветы, то ли звезды – на наш взгляд, неуловимо напоминают узор и цветовую гамму керамических изразцов Ярославля...
Система образов и художественный язык церковного искусства – книга, которая пишется тысячелетиями и неведомым образом объединяет страны и континенты... Золотистые виноградные лозы – евхаристический символ; пасущиеся у воды олени – напоминание о словах Псалмопевца: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41:2); пьющие из чаши голуби – все это глубокие символы, говорящие об отношениях Бога и человеческой души...
Храм Сан Витале (построен между 538 и 545 гг.)
«Попадая в Сан Витале, сразу оцениваешь специфические свойства мозаики, которая лишь здесь по-настоящему раскрывает таящиеся в ней красоты» – так характеризует мозаичное убранство равеннского храма святого мученика Виталия исследователь В.Н. Лазарев. Благодаря сложности архитектуры, обилию окон, арок, галерей – мозаика смотрится особенно выигрышно, поскольку пластины смальты оказываются обращены к зрителю в разных плоскостях. Это рождает игру света и цвета, переливы полутонов и контрастов. Образная картина убранства храма также весьма многогранна. Интерьер Сан Витале был создан после присоединения Равенны к Византии, это – своеобразная демонстрация могущества и культурного богатства империи. Недаром мы видим среди мозаичных образов портреты императора Юстиниана и царицы Феодоры: одаривающих храм богатой утварью, следующих на молитву, в окружении пышной свиты. Мозаики храма не только повествуют о Священной Истории и истинах веры, но и запечатлевают детали придворного церемониала и истории Византии. Исследователи предполагают, что создатели мозаик Сан Витале получили из столицы царские изображения, которые должны были послужить прототипом для выполняемых ими композиций.
Просторное помещение с мощным восьмигранным куполом, из окон которого льются потоки света, богатство архитектурных деталей, резной мрамор, стройные колонны, величественные фигуры мозаичных композиций, объединенные в многолюдные группы – все это создает совсем иную атмосферу, нежели в камерном пространстве мавзолея Галлы Плацидии. Среди цветов мозаик преобладают золото и яркая изумрудная зелень. Даже орнаменты, изображения растений по-особому ярки и утонченны; здесь они стилизованы гораздо сильнее, нежели в мавзолее Галлы Плацидии.
Торжественность и даже связь с царством земным не лишают убранство Сан Витале сакрального значения. Изображения императорской четы и придворных расположены на боковых стенах апсиды, в то время как верхняя часть храма украшена священными образами, объединенными в сложную и законченную символическую композицию. В результате все вместе мозаики являют единство мироздания – Горнего и земного.
В конхе апсиды (своде алтарной части) Христос изображен в виде Спаса Эммануила – безбородого юноши. Этот образ восходит к пророчеству Исайи (Ис. 7:14). Господь восседает на сфере, символизирующей мироздание. Из-под земной сферы вытекают четыре реки – символ четырех Евангелий. Реки напоминают и о словах Апокалипсиса, именующих Господа Источником воды живой, а также о четырех реках первозданного рая: Фисоне, Гихоне, Хиддекеле и Евфрате (Откр. 7:17; 21:6). Спаситель держит одной рукой свиток, запечатанный семью печатями – образ, восходящий к Апокалипсису; в другой руке Христа – мученический венец, который Он протягивает стоящему перед Ним святому Виталию. Также Спасу предстоят два ангела в длинных одеяниях и строитель храма – епископ Экклесий с моделью Сан Витале.
Богатство образно-символического языка присуще убранству Сан Витале. В арочных проемах верхней галереи изображены евангелисты, из-под ног которых текут ручьи чистой воды – символ Христова учения, напоившего жаждущее Истины человечество.
Пресвитерий храма украшен множеством сюжетов, которые объединены общей темой – мыслью о жертвоприношении и домостроительстве спасения человеческого рода. Авраам, готовящийся заклать Исаака; приносящие жертвы Богу Авель и Мельхиседек; «Гостеприимство Авраама» – образ Пресвятой Троицы, символически восходящий к Предвечному Совету о спасении человечества через Крестную Жертву... Моисей на горе Синай, получающий скрижали с заповедями, пророк Иеремия со свитком... В своде пресвитерия – символическое изображение Христа в виде белоснежного Агнца с нимбом, заключенного в темно-синий медальон с золотыми звездами. Медальон этот, в свою очередь, окружен лавровым венцом с райскими плодами.
К Агнцу Христу устремляются – то ли поддерживая, то ли простирая руки в молении, четыре ангела – олицетворение четырех сторон света, то есть всего мироздания. События Ветхого Завета провозвещают явление Завета Нового: Креста и Воскресения Христова. Жертвоприношения людей есть лишь отблеск спасительной Жертвы Богочеловека. Христос – Центр Мироздания, Царь Небесный, Победитель, возвративший людям потерянный рай, и Он же – Жертвенный Агнец, берущий на Себя грехи мира... Такова символика мозаик этой части храма Сан Витале.
Равенна – образец для христианских мозаичистов на все времена. В наши дни лучшие из мозаичистов применяют опыт предшественников, создавая свои работы и благоукрашая православные храмы.
Алина Сергейчук
На фото: «Юный Христос на сфере». Мозаика церкви Сан Витале. Равенна, 546-547 гг.
Издательство «ORTOX Русиздат». Журнал «Благоукраситель» № 52, 2016 г.
Русиздат - ORTOX