– На станке такое не вырезать. Сегодня очень много мастерских, изготавливающих иконостасы с помощью станков ЧПУ – но их работы похожи друг на друга. Ручная же работа – уникальна, благодаря ей рождается единственное в своем роде церковное убранство. Нам это интересно – поэтому мы идем по пути ручного труда.
– Промыслом Божиим. Настоятель Свято-Георгиевского монастыря благословил нас отправиться на Святую Гору, изучить убранство храмов и воплотить увиденное в иконостасе для его обители. Но кто разрешит никому не ведомым паломникам из России рассматривать вблизи церковное убранство, а тем более фотографировать его? Милостью Пресвятой Богородицы, Игумении Святой Горы, перед нами оказались открыты все двери. В Свято-Пантелеимоновом монастыре мы встретились с двумя митрополитами Русской Православной Церкви, и они позволили нам сопровождать их. Поэтому нам многое показывали. Возвратившись, мы приступили к работе над иконостасом, центральная часть которого по форме и стилю убранства повторяет ватопедский, но имеет ширину двадцать метров – в то время как афонские иконостасы невелики, около восьми метров в ширину. Иконостасы боковых приделов являются творческими репликами тех, что украшают храм монастыря Зограф. Получилось, что один иконостас состоит из трех, сливающихся в единое целое. При этом боковые алтарные преграды не повторяют друг друга в точности: издалека они кажутся одинаковыми, но при ближайшем рассмотрении вы видите, что все элементы у них разные. Работа продолжалась два года. Когда мы смотрим на ее результат, нам становится радостно, мы удивляемся: как же смогли такое осилить?
– Чем афонская резьба отличается от русской?
– Она более мелкая. К тому же афонская резьба – очень сложная, многослойная. Веточки переплетаются, уходят в глубину... Например: птичка сидит позади столба, высовывает головку из «райских кущей» – слоев ажурной резьбы, переплетения травных орнаментов – и клюет плод, находящийся снаружи. При этом одна птичка сидит вниз головой, другая – целуется с третьей... Одних воробьев несколько сотен штук! Львы, цветы, невиданные райские животные... Создавать такую резьбу – кропотливый и длительный труд: случается, что хороший мастер целый месяц вырезает один элемент. Нам не приходилось встречать в России подобные иконостасы или их изготовителей.
Есть в «афонском» иконостасе и резные иконографические сюжеты: Успение Божией Матери, Благовещение, другие праздники, образы святых. Третий ярус икон вынесен на полтора метра вперед благодаря многоступенчатому высокому карнизу, покрытому сложной резьбой. Наверху алтарной преграды – трехметровой высоты крест, с боков от него – два дракона, морских чудовища, из пастей которых выходят букеты цветов, обрамляющие иконы предстоящих Распятию Божией Матери и Иоанна Богослова... Львы, держащие в пастях букеты роз, единороги – все они с покорностью и благоговением взирают на образы Спасителя и святых.
– Драконы у Креста... Что означает эта символика? Может быть, они говорят о том, что благодаря Жертве Христа человеческое естество, бывшее носителем греха, сделалось вместилищем благодати?..
– Мы не можем ответить на этот вопрос. Но драконы эти – смиренные, они покорно опускают головы перед Крестом, как бы поклоняясь Спасителю. Вероятно, это иллюстрация к словам Псалтири: «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150:6). А еще – это, мы думаем, что-то из античности, из Древней Греции. Настоятель благословил перенести афонскую эстетику и символику в свой храм, и мы это сделали. Владыке понравилось – и следующим нашим заказом стало создание иконостаса для кафедрального собора Уфы, с такой же сложной резьбой, но уже в стиле русского барокко. Кстати, когда шел выбор исполнителей, некоторые мастерские запрашивали большую, нежели мы, сумму, предлагая гораздо более простой по исполнению вариант. Мы выполнили работу в кратчайшие сроки, отложив все другие заказы и почти отменив выходные.
– Какие интересные у вас получились Царские врата…
– Мы сделали четырехметровой высоты Царские врата выгнутой формы – практически полукруглые, выходящие вперед. Толщина резьбы составляет до сорока сантиметров, а необычная форма врат усиливает впечатление объема. Владыка в одном из интервью охарактеризовал этот иконостас как лучший в Поволжье и на Урале.
– Как технически создается такой иконостас?
– Накладная резьба и остов иконостаса выполняются по отдельности. Потом тело иконостаса обкладывается резьбой. Мы покрываем иконостасы имитацией сусального золота, что позволяет уменьшить их стоимость. Затем патинируем – это дарит эффект древности. С Божией помощью нам удалось правильно подобрать грунтовки и лаки, так что в надежности и неизменности цвета покрытия можно быть уверенными. А вот иконы покрываем натуральным сусальным золотом. У нас очень хорошие иконописцы; фон у икон мы украшаем резьбой по левкасу – получается узор наподобие чеканки; на стеклах делаем фаски – под старину.
– Добрая слава расходится широко. Многие ли просят вас украсить «афонским» иконостасом и их храм?
– Сейчас мы заканчиваем работу над таким иконостасом на юге России – в районе Анапы. Его заказчик, побывав в «Святых кустиках», говорил нам: «Выбор мастерских большой, и я просто терялся. Но когда увидел вашу работу, то сразу понял, где надо заказывать иконостас». Еще один священник из Оренбургской области, у которого в храме сейчас стоит добротный каменный иконостас, заказал у нас новый – резной, в афонском стиле. Говорит: «Мне нужен хороший иконостас, красивый, сложный». Мы его даже отговаривали. Ведь чтобы иконостас получился таким, в него надо вложить душу, это займет немало времени, потому и стоить будет не дешево. Но он сказал: «Мне дешевого не нужно. Я лучше пособираю средства, но в храме должно быть благолепие».
Мы ищем именно такие заказы. Поскольку у нас нет технической возможности расширить производство за счет парка станков, наш рост волей-неволей пошел по пути усложнения резьбы, и мы заняли нишу единичных работ, требующих кропотливого ручного труда… Но, поймите: наши эксклюзивные иконостасы стоят ничуть не дороже иных станочных. При этом выглядят и роскошно, и тепло.
Нам частенько приходится заменять в храмах иконостасы: так, в нашем кафедральном соборе была алтарная преграда, приобретенная в 2000-м году за немалую сумму, а мы в 2015-м сделали новую, гораздо более сложную и в два раза дешевле.
– Работа над иконостасом – труд, требующий не только мастерства, но и духовного напряжения...
– Мы в мастерской приняли свой устав. Начинаем и заканчиваем рабочий день общей молитвой. В праздничные дни ходим в церковь на службу. С благословения духовника епархии в рабочее время по очереди читаем Псалтирь. У нас много людей, которые пришли в мастерскую осознанно – послужить Богу. И Господь помогает, вразумляет в работе, являет знаки Своей милости. Было чудо, когда замироточила Казанская икона Божией Матери – мы показывали священнику, и он подтвердил подлинность чуда… Мы понимаем, что без Бога не можем творить ничего.
Беседовала Наталья Золотухина
Издательство «ORTOX Русиздат». Журнал «Благоукраситель» № 52, 2016 г.
8 (927) 0877740
ufa-iconostas@yandex.ru
ufa-iconostas.ru