Беседа с руководителем мастерской «ТИП-Икон» Николаем Бердниковым
– Николай Геннадьевич, над чем вы работаете сейчас?
– В данный момент мы расписываем несколько храмов (большинство проектов – долгосрочные, по разным причинам). Мы попеременно работаем в них на удобных для нас и заказчиков условиях. Но есть и храмы, которые расписываются «на одном дыхании», от начала и до полного завершения работы, с непродолжительными перерывами для перестановки лесов и необходимого отдыха иконописцев. Сегодня это церковь Воскресения Словущего в пос. Ягодное, г. Тольятти.
– Чем интересен этот храм?
– Он мало чем отличается от многих церковных зданий, возведенных в наши дни по всей России – и именно в этом состоит интерес: роспись должна вдохнуть в архитектуру душу. Храм не большой и не маленький, обильно освещаемый естественным светом через узкие, вытянутые вверх окна. Четырехгранные столбы поддерживают по углам горизонтальные плоскости, через остроугольные паруса переводящие стены четверика в сферический купол. В храме нет «барабана», поэтому купол выглядит гигантским, хотя его радиус всего 5,5 метра. На иконописцах лежит немалая ответственность: стенопись должна создать здесь подлинно церковную атмосферу, восполнить отсутствие архитектурных изысков и богатого убранства. Храм Воскресения Словущего находится при детском образовательном центре «Благовест» г. Тольятти. Нам хочется, чтобы стенопись как можно полнее раскрыла событие Воскресения Христова, в честь которого освящен храм. Чтобы фрески говорили душе ребенка, да и взрослого, о том, что Господь сделал ради нашего спасения, напоминали о заповеди: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Ин. 13:34).
– Какова программа росписи храма?
– Программа каноническая, насколько это возможно в нетрадиционной архитектуре: в куполе – благословляющий Спас Вседержитель, Его огрудный образ поддерживают летящие Ангелы (Силы Небесные). Диаметр самого медальона – 2,7 метра. В парусах – четыре евангелиста. Нимб Спасителя и Его одежды покрыты сусальным золотом – это придает изображению торжественность, даже царственность. В сводах, переходящих от купола к стенам четверика, размещены композиции евангельских событий, повествующие о Крестной смерти Иисуса Христа – Его Искупительной Жертве. Тут же – образ Его Воскресения: Ангел Господень свидетельствует о свершившемся чуде Женам-Мироносицам, пришедшим ко Гробу в «еще сущей тьме», проявившим этим необычайную смелость и преданность своему Учителю. Они шли ночью, рискуя быть схваченными за почитание Христа. На северном и южном сводах – явления Господа по Воскресении Своем ученикам: Луке и Клеопе на пути в Эммаус, где Спаситель ужинал с ними и, преломив хлеб, благословил его (южная сторона); и одиннадцати апостолам, когда Фома уверовал в Воскресение, осязав раны Христа (северная сторона). Западный свод сценой Вознесения повествует о завершении земного пребывания Господа. Сама же западная стена рассказывает о сошествии Святого Духа на апостолов в виде огненных языков. Изображение Пятидесятницы раскрывает и тайну священнического рукоположения – преемственности апостольской. Именно этот Дар Святого Духа позволяет священнослужителям и сегодня совершать Таинство Евхаристии…
– Изображению Тайной Вечери нашлось достойное место?
– О ней повествует одноименная композиция, расположенная по сторонам от иконостаса. Евхаристия является венцом Литургии и основным смыслом существования самого храма, поэтому ее образ занимает одно из главенствующих мест. Центральное же место в храме – на восточной стене, над иконостасом, заняла сцена Воскресения Христова в каноническом ее изводе – Сошествие во ад. Здесь Господь изображен выводящим праотцев и пророков из места плача и скорби, где они пребывали со дня своей смерти. Эта композиция напоминает приходящим в храм Воскресения Словущего о том, что теперь каждый имеет возможность, по милости Божией, выбрать свое положение после смерти: быть с Богом в Царстве, уготованном нам «от создания мира», или в огне вечном, который предназначен «диаволу и ангелам его». Об открытости Господа Иисуса Христа людям, явленной через Его проповедь представителям разных народов и сословий, повествуют росписи на горизонтальных плоскостях, расположенных по углам четверика. Это евангельские сюжеты: «Беседа с самарянкой», «Господь в доме Марфы и Марии», «Беседа с Никодимом» и «Прошение Тела Иисуса у Пилата Иосифом Аримафейским».
– Расскажите о художественном решении росписи.
– По просьбе настоятеля, цветом фона был выбран светло-голубой. С ним сочетаются нежные охристые оттенки одежд, горок и архитектуры. Они дают ощущение легкости, воздушности. Это – традиционная цветовая гамма росписи русского православного храма. Одной из наших задач было скрыть искривленные края сводов и грани парусов, поэтому нам пришлось отказаться от красной окантовки вокруг композиций (опуши), – мы заменили ее орнаментами, имитирующими декоративную лепнину. Подобные элементы часто встречались в древней византийской и русской живописи, употребляются они и сегодня. У нас же разные их варианты оказались собраны в одном месте. Помимо функции разделения композиций, данные орнаменты усложнили и облагородили архитектуру храма, придав ей большую выразительность. Некоторые композиции разделяются «мраморными колоннами», также выполненными красками, но имеющими объемные формы. Четырехгранным столбам, подпирающим купол, требовалось придать менее массивный и привлекающий внимание вид – этому послужил тонкий и мягкий орнамент в виде виноградной лозы, отягченной сочными гроздьями. Выполненный по фактурному песочному мрамору, он смягчил углы и внес символический – евхаристический смысл. В лозу как бы вплетаются медальоны с ликами святых. Замысел понятен: угодники Божии – это зрелые плоды на лозе Христовой Церкви.
Беседовала Наталия Зубкова
Издательство «ORTOX Русиздат». Журнал «Благоукраситель» № 52, 2016 г.
г. Чистополь, Республика Татарстан
+7 (84342) 5-69-21
+ 7 (917) 868-03-30
admin@tip-icon.ru
www.tip-icon.ru
Русиздат - ORTOX