Об озвучивании храмов, разговорах на клиросе и визите Патриарха. Беседа с руководителем компании MixArt Distribution Олегом Щербаковым
– Одна из ваших недавних работ – установка оборудования в кафедральном соборе г. Ростова-на-Дону. Как получают столь ответственные заказы?
– Первые два-три года мы работали с малыми храмами. Потом нас пригласили обеспечить усиление звука во время литургии, которая совершалась под открытым небом в городе Ростове-на-Дону. У нас получилось. Вот и благословили поработать с кафедральным собором. После этого поступил ряд крупных заказов. Во время подготовки визита Святейшего Патриарха Кирилла в Донскую митрополию владыка Меркурий благословил на труды. Тогда даже не возникло вопроса, кто будет отвечать за звук, мне сказали: «Будешь работать».
– Оборудование каких фирм вы используете?
– В начале работы с храмами, когда я выступал еще как частное лицо, мы перепробовали очень много различного оборудования: выбирали лучшее. В течение нескольких лет отобрались лучшие бренды: K-Array, QSC, Allen&Heath, Audio-Technica (микрофоны и радиосистемы этой марки на протяжении уже многого времени используются для озвучивания Олимпийских игр по всему миру и церемонии Grammy) – и, к счастью, все они оказались представлены в ассортименте одной компании – MixArt Distribution – в которую меня и пригласили работать. Специалисты этой фирмы озвучивают стадионы, работали для Президента, осуществили проекты по озвучиванию Медиацентра Сочи, Олимпийских игр 2014 года, Государственного Кремлевского Дворца. Но лично я работаю только с храмами.
– Озвучивание церковного здания имеет свои особенности?
– Безусловно! Важно не устраивать громогласный «рок-концерт», а равномерно распределить звучание, чтобы было комфортно молящимся во всех частях храма. Необходимо, чтобы звук был четким, без искажений. Затем, следует учитывать, что церковь – сакральное пространство со своей особой эстетикой. Важно самому все увидеть, осмыслить, учесть и архитектуру храма, и особенности его убранства. Мы используем акустические системы K-Array итальянского производства, имеющие уникальную форму; производитель по нашему заказу тонирует их в цвет стен – в церковном интерьере их практически невозможно заметить. Расставляем множество таких акустических систем по храму – и получается объемный звук «ниоткуда».
– Некоторые специалисты жалуются, что работать с церковными заказчиками часто бывает непросто.
– Мы столкнулись с тем, что в церковной сфере мало людей, профессионально связанных со звуком. Например, певцы, музыканты обычно сами знают, что им нужно, и приблизительно – как этого достичь. А в храме заказчик чаще всего говорит: «Сделайте, чтобы было хорошо слышно... И еще – чтобы служба транслировалась на улицу. И одновременно передавалась на православный телеканал». А мы уже думаем, как это воплотить в жизнь, какие параметры необходимо учитывать. Вот священники, диаконы, вот хор один, вот – второй…
– При этом батюшка возглашает, чтец – читает, хор – поет. Это – разные типы звука, и все должно быть гармонично...
– Именно. Когда я работаю с храмом – меня фактически не контро-лируют, потому что заказчик не разбирается в деталях. Я сам себе контролирующая инстанция. Очень важно не допустить профанации, снижения качества. Приведу пример из практики. Батюшка говорит: «Нам здесь колонка не нужна – и так все слышно». Я отвечаю: «Хорошо. Матушка, идите в тот угол, читайте «Отче наш». Она читает – батюшка все слышит. Я прошу ее: «А теперь читайте: «Автобус номер 158 следует до станции «Богоявленская» – тем же монотонным голосом». Батюшка пытается разобрать: «Что-то из службы Богоявления...» Я говорю: «Вы слышите то, что вы знаете! А незнакомый текст не различаете! Каково же прихожанам, а тем более – «захожанам»?
– Как происходит подбор оборудования для храма?
– Многое зависит от здания – его архитектуры, материалов, из которых оно построено. Например, дерево поглощает звук, а камень его отражает. Одинаковых храмов не существует. Пусть две церкви построены по одному и тому же проекту – но у одной паруса выложены из кирпича, а у другой – сделаны из гипсокартона! И акустика в них совершенно разная. Прежде чем построить систему, мы устанавливаем оборудование, не прокладывая коммуникаций. Я хожу на богослужение, смотрю: как поет хор, как возглашают священники... На время становлюсь прихожанином. За некоторые храмы я не берусь: если хор поет плохо, алтарники читают нечетко – тут никакие инновации не помогут. Стараюсь работать с архитекторами, с теми, кто строил церковь. Зачем я буду нанимать строителей со стороны, когда есть люди, которые знают это здание? Сколько раз бывало: мне надо снять плитку у входа и «выйти» на озвучивание улицы. А староста или сторож говорит: «Не надо ничего ломать. Мы тут трубу проложили, в ней провода протянули – и ваши кабели туда добавим».
– Когда надо начинать заниматься разработкой системы озвучивания?
– Когда возведены стены, мы, опираясь на свой опыт, уже можем сделать многое. Самый простой этап – прокладка труб для кабелей. Стоит это недорого. Даже если мы протянем где-то лишние провода – это не станет большой потерей, все равно обойдется дешевле, чем потом штробить по росписи. Иногда бывает технически невозможно проложить кабели, когда остальные коммуникации уже подключены: например, в стенах сплошь все занято какими-то проводами. Поэтому я предлагаю звать нас, когда электрика уже готова, есть схема расположения ее элементов, а сами стены еще не оштукатурены.
– Случалось ли вам сталкиваться с ситуацией, когда заказчик говорил, что у другого поставщика оборудование дешевле?
– Некоторые говорят: можно поставить обычные колонки от компьютера – и все будет хорошо. Не будет! Колонки от компьютера не дадут мощности и того спектра частот, который необходим в пространстве храма. Если вам предлагают сделать озвучивание – в первую очередь оцените качество. Съездите туда, где эти специалисты уже работали: посмотрите, послушайте. Пригласите их к себе – пусть они так же, как и мы, поставят оборудование, не закрепляя его, и вы с ним послужите. И тогда решайте. Если батюшка говорит нам, что «не потянет» стоимость оборудования, – мы начинаем искать выход. Подбираем что-то более доступное – но не ниже определенной планки, за которой дешевизна достигается в ущерб качеству звука. Можно поставлять оборудование в рассрочку: приобрести одну колонку, потом – вторую...
– Сложно ли управлять системой озвучивания храма?
– Любой человек, умеющий справляться с планшетом, сможет управлять звуком на богослужении. Обычно мы обучаем этому кого-то из алтарников. Нанимать отдельного специалиста вам не придется.
– В чем конкретно состоит работа «приходского звукооператора»?
– Он следит за изменением акустических ситуаций. Представьте себе: высокий каменный или бетонный собор. Утро. Читают часы. Народу мало, звук отражается от стен и сводов, возникает гулкое эхо. К началу литургии храм заполнен уже наполовину – это другие акустические условия, уже нет такого сильного эха, а народ стоит и тихо молится. Наконец, к Причащению пришли мамы с малышами, началось движение, шум, помещение заполнилось – это требует совсем иных настроек. А если лето, открыли окна, в церковь ворвался шум с улицы... Или наоборот – включили кондиционеры... Это необходимо учитывать. Мы можем заранее прописать большое количество сценариев: на Всенощную, на литургию, в многолюдные и малолюдные дни, с диаконом-басом, с диаконом-тенором, с большим или малым составом хора и т. п. Создать библиотеку, из которой пользователь будет выбирать необходимые настройки, защитить ее паролем, чтобы никто не смог сбить их. Можно запрограммировать систему на нескольких пользователей с разными правами – в зависимости от уровня их компетентности.
– Вы консультируете храмы, с которыми работали?
– Конечно! Например, перед Пасхой у меня бывает множество звонков из разных концов нашей страны: «Как настроить звук?» Хотя я звоню за месяц до праздника, предлагаю все проверить, – многие спохватываются в последний момент.
– Установка звукоусиливающего оборудования накладывает какие-то обязательства на служителей храма?
– Прежде чем начать работать, я провожу беседу с клириками и певчими. Рассказываю о том, какие процессы происходят в храме, кто как на них влияет, о необходимой дисциплине. Например: впервые включили оборудование. Певчая читает часы перед литургией. Другая певчая приходит на клирос, целует ее в щечку – звук усиливается на весь собор... Всем становится интересно...
– То есть певчие после установки оборудования напрочь лишатся возможности пустословить на клиросе?
– Это должно быть соборное общее решение: ребята, если мы служим – то мы служим...
– А как быть с тайносовершительными молитвами: некоторые священники считают нарушением церковной традиции, если их слышно на весь храм?
– Микрофон можно в любой момент отключить. Более того, есть автоматический уровень восприятия громкости, который настраивается на любой голос. Если священник возглашает: «Благословенно Царство»... – микрофон открывается, а если произносит вполголоса: «Кадило Тебе приносим»… – закрывается.
– То есть певчие все же смогут тихонько пошептаться...
– Можно подобрать настройки.
– Какие еще возможности, помимо усиления звука, дает оборудование MixArt?
– Например, во время богослужения вы включаете соответствующую функцию – и получаете качественную звукозапись, которую остается только обработать на компьютере. Впоследствии вы сможете издать звукозапись своего богослужения на CD. Можно обеспечить и трансляцию из храма в прямой эфир: на телевидение, радио, в интернет. Есть возможность сделать внутреннюю служебную связь: например, связать алтарь с колокольней, чтобы звонари знали, когда ударять в колокола. Провести трансляцию в церковную лавку, просфорную, трапезную и т. п. Стоит сказать и о некоторых видах оборудования. Например, во время визита Святейшего Патриарха Кирилла в Ростов-на-Дону мы использовали гибкие акустические системы K-Array KAN200, которые скорее напоминают шланги, нежели колонки, и при соединении многих секций могут достигать шестидесяти с лишним метров в длину. Замаскировали их цветами... А есть акустические системы высотой десять сантиметров, позволяющие озвучить помещение площадью до семидесяти метров. Кстати, поскольку наша система собирается из отдельных модулей, она позволяет не приобретать лишние мощности – а значит, не платить за них.
– В чем секрет идеального звука в храме?
– Важна атмосфера совместного соборного делания: инженеров по оборудованию, священства, певчих, чтецов... Наша работа призывает быть честными, смотреть на себя критично и не забывать, что все мы служим Богу. Что мы читаем в начале Евангелия от Иоанна? – «В начале было Слово» (Ин. 1:1). Слово должно быть услышано. Иначе разрушается ткань богослужения. А когда вся служба здесь, ни одного слова не исчезает – душа радуется.
Беседовала Алина Сергейчук
Издательство «ORTOX Русиздат». Журнал «Итоги года-2015», 2016 г.
г. Ростов-на-Дону
+7 (863) 256-25-50
+7 (863) 296-32-60
post@russianhills.ru
russianhills.ru
mixart.ru
Русиздат - ORTOX