С редакцией журнала «Церковный строитель» компания, руководителем которой я являюсь, сотрудничает давно и плодотворно. Получив от издания любезное предложение в очередной раз дать материал о своей работе, я подумал, что неплохо было бы вместо обычной статьи о самих себе написать монолог-послание Подрядчика своим Заказчикам, настоятелям наших православных монастырей и приходов, тем более, что почти за тридцатилетний опыт в специальности есть чем поделиться.
Итак, предлагаем рассмотреть отношения Заказчика последовательно с двумя разными, но объединенными общей целью ипостасями подряда – Проектировщиком и затем Исполнителем (строителями, реставраторами и т. д.), то есть с олицетворением теории, не имеющей смысла без практики, и с практикой, вытекающей из теории жизненной необходимости.
Архитектор… Без сомнения, ключевая фигура. На наш взгляд, при выборе автора проекта Заказчик должен обратить свое внимание на опытность этого специалиста. Причем – на опытность именно в сфере церковного строительства! Доводилось видеть проекты маститых авторов, в коих настолько много выражения самих себя, что и от храма-то ничего не остается.
Весьма уважаемый в мире храмоздательства архитектор, основатель Гильдии храмоздателей, Андрей Альбертович Анисимов при определении состоятельности облика храма обычно поступает так: закрывает ладонью верхнюю часть фасада, то есть главки с крестами и шеи главок, и смотрит на нижнюю – узнаваем ли в ней, собственно, храм? И что же, иногда внизу остается теремок, иногда – просто современный домик. Однажды, следуя совету мэтра, мы обнаружили в одном московском проекте настоящий фабричный цех! К тому же кроме сомнительного внешнего вида эти авторы закладывают в проект еще и нетрадиционные для храмостроительства материалы: бетон, металлочерепицу, пластиковые окна, нитрид титана, напоминающий елочные игрушки, офисный керамо-гранит и т. п.
Конечно, время не стоит на месте, и эти материалы сегодня широко используются в области строительства. Например, бетонные своды не оказывают горизонтального распора на несущие стены, и поэтому и своды, и стены могут иметь меньшую толщину, нежели кирпичные, но внешне, с фасада, они выглядят слабыми, «картонными». К тому же бетон хуже кирпича выдерживает резкие перепады температур, плох для акустики, наконец, вряд ли храму подходит сравнение с бетонным бункером. Последний аргумент – из практического опыта – ну не найти Заказчику хороших монолитчиков и виртуозных каменщиков в лице одних и тех же Исполнителей, а ведь насколько Подрядчиков больше количественно, настолько же больше проблем у Заказчика.
Чтобы не предстать празднословными, предложим Заказчику провести еще один простой эксперимент. Откройте любой фотоальбом со старинными церквами, если нет возможности посмотреть «вживую», вглядитесь в них, налюбуйтесь ими всем сердцем – и переведите взгляд на современные храмы – разница не всегда, к счастью, но заметна. Стеночки тонкие, пластик в окнах явно диссонирует с обликом храма, главки, покрытые «нитридом титана», особенно если они не желтого цвета, напоминают елочные игрушки, внутри церкви ровные отшпаклеванные вертикали над горизонтом глянцевых керамогранитных полов – замечаете, большинство материалов искусственны, безжизненны и мертвы, что, видимо, отражает наше сегодняшнее внутреннее состояние.
Коротко говоря, церковный архитектор обязан знать традиции храмоздательства, быть практикующим. Отсюда хотелось бы обратить внимание Заказчика еще на один аспект взаимоотношений с Проектировщиками. Требуйте «продолжения банкета» после сдачи-приемки проектных работ! Речь идет об авторском надзоре. Не считайте лишними расходами его оплату! Сколько раз наблюдали искреннюю досаду автора проекта, когда после выхода на сцену Исполнителя он обнаруживал вместо любимого, выстраданного детища, некоего уродца, выросшего на месте, а вернее сказать, вместо красавца-храма.
И это следующая тема, которую хотелось бы затронуть. Ее можно назвать «Воплощение проекта». Поговорим немного о Подрядчике. Фразу «где же вы раньше были», произносимую Заказчиком часто с раздражением, мы слышим всякий раз, когда, прибывая на уже строящиеся объекты, видим, как восстанавливают кирпичную кладку на древнем храме, используя цементный раствор, который отслоится в недалеком будущем из-за объективного отсутствия горизонтальной гидроизоляции; как каменщики не представляют даже, что для придания выразительности фасадам тот же кирпич можно выточить и превратить в «фасонный»; как закатывают своды рубероидом по битумной мастике, обрекая их «задыхаться», как приступают к отделке внутренних и внешних стен, не закончив кровельные работы, т. е. не дав просохнуть стенам и «просесть» до нужной отметки.
Да, признаемся честно, и многолетний опыт в сфере церковного строительства не гарантирует от ошибок в работе, но вероятность все же несравненно ниже, чем у «случайного гостя» на храмоздательной площадке.
И если при реставрации храмов подобные нарушения не позволяет, или, лучше сказать, пытается не позволять совершить ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», то на строительстве новых церквей сегодня такой широкий спектр Подрядчиков, что сложно не ошибиться в выборе. И опять все тот же совет – выбирайте опытных. Не стесняйтесь спрашивать у коллег, возьмите в руки пособие «Православные храмы и комплексы», составленное Архитектурно-художественным Центром Московской Патриархии («Арх-храм»), не поленитесь перелистать сие уважаемое издание, называемое «Церковный строитель».
И еще несколько слов о Подрядчиках. Не так давно один вдумчивый церковный благодетель, знакомясь с нами, деликатно поинтересовался – а кто, собственно, приедет на объект – ваши земляки или приезжие работники? С облегчением вздохнул, выслушав ответ. А ведь понимал как бизнесмен, что мог бы и сэкономить, пригласив тихих и недорогих, как принято думать, восточных гастарбайтеров, ну или украинцев-шабашников, или местных шабашников. Но нет, понимает, что спросить не с кого будет, да и сегодня недоплатив, завтра переплатишь за «переделки». Хотя, признаюсь, к услугам всех трех категорий наш коллектив обращается регулярно, но под руководством профессионалов. К примеру, в восстановлении Успенского собора Свенского монастыря из тридцати работников было трое настоящих каменщиков-узбеков, семь украинцев, несколько местных мастеровых, но костяк, определяющий ход работы, все же составляли ветераны-воронежцы. Кстати, на регулярных молебнах в монастыре присутствовали (стояли рядом) в обязательном, можно сказать, порядке и узбеки-каменщики.
Вообще, вдумчивость и разборчивость Заказчика и Подрядчика – большое дело! Понятно, что и в не совсем удачно построенном храме совершится Божественная Евхаристия. Но не забудем о том, что православный человек всегда чувствует, с любовью ли возводился храм Божий!
И в заключение не могу не воспользоваться предоставленной возможностью обратиться к Заказчикам. Много полезного на тему храмоздательства можно узнать из недавно вышедшей книги наших сотрудников – Александра Степановича и Александра Александровича Щегловых – «Инженерная реставрация памятников архитектуры» (М.: АСВ, 2015).
Игорь Владимирович Буров,
директор реставрационно-строительного предприятия «Аркада».
+7 (903) 652-72-67, bur-v@mail.ru
Издательство «ORTOX Русиздат». Журнал «Церковный строитель» № 51, 2016 г.
ООО