Мозаичный образ в куполе храма. В чем секрет его красоты, приковывающей взоры? В солнечном луче, отразившемся от поверхности смальты и осиявшем молящихся, словно явление из Горнего мира? Или в неподвластной времени свежести и глубине цвета, навеки закаленного огнем в раскаленной печи, где пигмент и стекло спекались в единое целое?.. Церковная мозаика несет в себе и глубокое символическое, богословское значение
Образ Божественного света
Богослужение, созданное святыми отцами, творившими по озарению Святого Духа, имеет множество нюансов, не всегда заметных с первого взгляда. Изначально Всенощное бдение совершалось ночью, и священнический возглас: «Слава Тебе, Показавшему нам свет» звучал на рассвете. В этот момент первый солнечный луч проникал через сводчатые окна храма и отражался от мозаичного изображения Спасителя. Эффект объемного света в храме – не редкость: нужна лишь наблюдательность и чуткость души, чтобы заметить его. Вот – «перекинутый» от окна к окну поток солнечных лучей в сгустившемся от ладана воздухе – словно Покров Божией Матери… Вот падающий из алтарного окна на престол столп света – источник радости детей и вдохновения фотографов… Хорошо, когда проектирующие церковное здание архитекторы учитывают детали, дарящие столь символичные эффекты.
Мозаика: светоносная и неподвластная времени
Древние мозаичисты работали не только с цветом и плоскостью, но и со светом и пространством. Богоматерь «Нерушимая Стена», запечатленная в полукруглой алтарной апсиде храма Софии Киевской, словно объемлет своими воздетыми руками предстоящих Ей. Кусочки смальты, из которых выложено изображение, не составляют идеально гладкой поверхности – они нарочито расположены под таким углом, чтобы падающий на образ свет отражался, создавая золотистое сияние. Мозаичная икона как бы сходит со стены, вовлекая в свое поле зрителя. Золотой фон мозаик символизирует атмосферу Небесного Царствия – сияние нетварной славы Божества, благодатный свет. Золотистое свечение мозаик бросает отсвет на молящихся, вовлекая их в реальность Горнего мира. Смальта – стекло с запеченным внутри тончайшим листочком сусального золота либо цветным пигментом – находится в постоянном «диалоге» с падающим на нее светом.
Сияние Святой Софии
Мозаики древней Византии стали прообразом для творений мастеров всех последующих столетий. Их повторяют и цитируют, ими вдохновляются – или работают совсем в ином ключе, и все же… имеют их в виду. Храм Софии Константинопольской сохранил до наших дней лишь малую часть своего убранства: захватившие империю магометане в соответствии со своей верой уничтожали любые изображения живых существ. Но та малая толика, что сохранилась, сокрытая под слоями штукатурки, а в ХХ веке была открыта взорам, поражает воображение. Образы Пантократора и Пречистой Богородицы, святителей и Архангелов; наконец, фигуры самих византийских царей – то смиренно припадающих в молении, то чинно стоящих на богослужении, то подносящих Пречистой Богоматери созданные ими храмы (на стенах Софии Константинопольской можно увидеть образ ее строителя – императора Юстиниана I, держащего в руках сам Софийский собор). Мозаичные иконы были выполнены много лет спустя после кончины Юстиниана – во второй половине Х столетия. Но золотые фоны мозаик, создающие атмосферу сгустившегося золотого сияния в храме, – задумка, принадлежавшая самому царственному создателю собора Святой Софии. В откровении Иоанна Богослова о Небесном Иерусалиме сказано, что «<…> город был чистое золото, подобен чистому стеклу» (Откр. 21:18) – таким и делали храм Софии сплошь покрытые золотой мозаикой стены, сложнейшая система света, до тонкости просчитанная зодчими. Золотые и серебряные поверхности покрытых мозаикой куполов и сводов перекликались друг с другом, так что даже ночью, когда в окна собора пробивался слабый свет луны и звезд, казалось – купол храма рождает загадочное неяркое мерцание.
Мистика Божественного света – мозаики Хоры
Ярко и необычно о мистике Божественного света говорят мозаики еще одного знаменитого храма Древней Византии – церкви Христа Спасителя в монастыре Хора – в пригороде Константинополя. Здание храма было возведено в 1077-81 гг., а затем частично перестроено и украшено фресками и мозаикой в 1315-21 гг., на закате истории блистательного Царьграда. Стены и своды внешнего и внутреннего притворов (нартексов) храма сплошь украшены великолепно сохранившимися мозаиками. Для нашей темы наибольший интерес представляет пространственное решение куполов внутреннего нартекса: в центре одного из них (южного) – образ Спасителя в круглом медальоне, на золотом фоне, от которого, словно лучи, расходятся делящие свод сегменты, каждый из которых заканчивается ростовым изображением святого. Северный купол подобен южному, но в центре его – икона Пресвятой Богородицы. Внизу сегментов расположены окна, свет от которых разливается по храму таким образом, что лики Христа и Богоматери кажутся его источниками, дарящими сияние расположенным под ними фигурам святых. Композиция говорит о том, что Христос – Солнце Правды, изливающее Божественную благодать на творение. Так тема Божественного света раскрывается не только в сиянии мозаик, но и в композиции их расположения.
В наши дни
Удается ли современным мозаичистам достойно воплощать в жизнь художественные и духовные открытия, сделанные их предшественниками? Преимущество нашего времени – в возможности изучать наследие многих веков, разных стран. Пример тому – московский храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, который стал первым в России и пятым в мире по площади уникальной византийской мозаики (площадь его убранства – 2500 метров квадратных).
Мозаики можно увидеть над входами в храмы, на фасадах церквей и часовен, на святых вратах монастырей, – и пусть в России солнце не сияет столь ярко, как под знойными небесами Второго Рима, но и у нас золотые фоны мозаик отражают его свет, напоминая входящим в храм о превосходящем земное разумение Горнем мире.
Новые технологии
Современные мастера, помимо традиционных, владеют и новыми технологиями, которые позволяют добиваться уникальных фактур и необыкновенного разнообразия оттенков мозаики. В качестве материалов используются как привычные – разные породы природного камня, стеклянная смальта, керамика, так и новые – например, синтезированная смальта необычного дизайна.
Традиционная смальта в наши дни также изготавливается иначе, нежели еще пятьдесят лет назад: вплоть до середины 70-х годов ХХ века смальта синтезировалась путем спекания шихты. Новым этапом в изготовлении смальты стало ее создание с использованием технологии стекловарения. Готовый материал отличается яркостью, удобством в использовании и устойчивостью к атмосферным явлениям.
Алина Сергейчук
Издательство «ORTOX Русиздат». Журнал «Благоукраситель» №49, 2015 г.
Русиздат - ORTOX