Рассматривая работы керамической мастерской «АИ», удивляешься, насколько разнообразны изразцы. Русские и европейские, гладкие и рельефные, разных веков и стилей… Исторические прототипы из музеев нашли свое воплощение в работах современных мастеров. Наш собеседник – главный художник мастерской «АИ» – Владимир Владимирович Акулинский
– Ваш любимый художественный стиль – русский модерн?
– Пожалуй, да. Наша мастерская, где мы фактически живем, находится в Хотьково. А что такое Хотьково? Это – Абрамцево, усадьба Мамонтова, а значит – это керамика, М.А. Врубель, Ф.О. Шехтель, И.Я. Билибин, В.М. Васнецов – русский модерн. Поэтому мы не можем не возвращаться к данному стилю вновь и вновь. Неорусское направление «заквашено» на истории Руси, переработанной в духе модерна, при этом оно впитало в себя богатство мирового искусства – там может «всплыть» и готика, и все, что угодно… Прелесть русского модерна заключается в том, что он вобрал многие стили, причем язык не поворачивается назвать это эклектикой – настолько гармонично они сплавились в единое целое – сложное и многогранное. В стиле русского модерна мы создали множество видов изразцов: монохромные и многоцветные, белые и цвета глины, с рельефом и без, а также сюжетные панно, напоминающие о работах художников той эпохи, например: «Жар-птица», камин с совами...
– Ваша «Кузнецовская коллекция» – это тоже модерн?
– Я бы сказал, что это некое преддверие модерна. Эта коллекция, как и многие другие у нас, начиналась с нескольких изразцов. Нашу мастерскую попросили украсить камин точными копиями сохранившихся плиток производства Товарищества М.С. Кузнецова. Мы обмерили их, изготовили копии, расписали. А затем коллекция стала пополняться. Мы добавляли в нее копии других изразцов того времени – как кузнецовских, так и выполненных на заводах других владельцев, например, в Латвии, Финляндии. Создавали реплики исторических изделий. Это – европейский стиль, гладкие изразцы с голубой росписью по белому фону. Хотя европейские изразцы могут быть и цветными. Мы выполнили камин в стиле ар-нуво, ориентируясь на работы, которые видели в той же Латвии, где провел часть жизни второй из основателей нашей мастерской, – Сергей Иванилов. Изразцы в стиле ар-нуво – красочные, яркие и в то же время – нежные. Много работ мы выполнили в стиле, названном нами «Классической коллекцией», вдохновляясь кабинетными каминами Старой Англии – сдержанными, элегантными и в то же время – величественными.
– У вас есть очень интересные работы в старинном русском стиле.
– Наша русская коллекция началась с небольшой печки с пятью изразцами. Заказчики показали нам в книге С.А. Маслиха «Русское изразцовое искусство XV–XIX веков» образцы – что они хотели бы видеть. Это были терракотовые и муравленые изразцы начала XVII века. Мы пошли в музей, стали «копать» – и поняли, что изразцы эти были созданы на разных производствах. А московское и какое-нибудь сольвычегодское производства в то время сильно отличались. Мы сделали реплики исторических изразцов – с теми же сюжетами, но со своими рельефами, решили все в московском стиле. Так началась коллекция, в которой сегодня уже сорок сюжетов.
– Сколько всего у вас на сегодня моделей изразцов?
– Далеко за тысячу: разных размеров, назначений, с различными рельефами и декором. Карнизы, порталы, кокошники, плинтусы…
– А что это за изразцы: сюжетные, словно сошедшие со страниц древнерусских книг?
– Это – роспись по сырой эмали, техника – XVII века. Такую кропотливую работу у нас выполняет Юлия Гончарова, выпускница Абрамцевского художественного училища. Кстати, Юлия – глубоко верующий человек, певчая хора Троице-Сергиевой Лавры. Вера, интерес к русской истории у нее соединились с любовью к керамике и художественным талантом – и это видно в ее работах. Все началось с того, что нам поступил необычный заказ: украсить современный офис – так, чтобы внести в него теплый, душевный русский элемент. Мы предложили изготовить декоративную фальш-печь. В качестве образца взяли печь конца XVII столетия, которая когда-то была показана на экспозиции изразцов в Новодевичьем монастыре. И начался творческий поиск: с работой в запасниках музеев, с созданием аутентичных аналогов вместо недостающих деталей. Нашли подобную печь в Санкт-Петербурге, в музее Академии им. А.Л. Штиглица; съездили в Суздаль… Источником сюжетов стала старинная русская книжная графика и даже иконопись – конечно, не лики святых, а бытовые зарисовки из житийных клейм. Жизнь, история Руси нераздельно связана с Церковью – и это не могло не отразиться в композиции.
– Как создается роспись по сырой эмали?
– Сырая эмаль – самая сложная из всех технологий росписи по керамике. На обожженный изразец наносится толстый слой эмали; когда художник начинает расписывать, – у него нет права на ошибку. Наносится рисунок, затем идет его заполнение цветом, причем используются натуральные пигменты, например зеленый – с добавлением оксидов, и т. п. Переходы цвета, полутона… А потом рисунок покрывают солями, которые дают нежный дымчатый фон, обводку контуров. И только после этого следует обжиг. При создании такой росписи у художника есть множество случаев ошибиться. Стоит взять чуть более концентрированную соль, и эмаль покоробится; слишком толстый слой глазури – возникнет подтек, дрогнет рука – исказится рисунок – и придется начинать все сначала. Один изразец расписывается целый день – целый день кропотливого труда!
Беседовала Алина Сергейчук
Издательство «ORTOX Русиздат». Журнал «Благоукраситель» №49, 2015 г.
Керамическая мастерская «АИ»
+7 (916) 140-0009
+7 (916) 634-7098
info@ai-kamine.com
www.ai-kamine.com
Русиздат - ORTOX