- Новинки
- Выгодная цена
- Распродажа
- Последний товар
- Коллекции
- Как оставить отзыв
- Хит продаж
- Весеннее обновление
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
– Что дает установка качественного звукового оборудования в храме?
– Благодаря такому оборудованию происходит выравнивание звука, так что прихожане, стоящие в любом уголке храма, слышат все воспеваемое и читаемое четко и ясно, чтобы не было гдето громче, а гдето тише. Правильно настроенную звуковую аппаратуру в храме незаметно. Здесь не нужны явные эффекты, как на дискотеке или на стадионе. Должно казаться, что аппаратура не работает, – но если ее выключить, сразу можно будет заметить разницу в звучании. Такого эффекта мы достигаем своей работой. Мы предлагаем установку звукового оборудования разных категорий: цифрового, аналогового – в зависимости от каждого конкретного объекта. Цифровые технологии в озвучивании храма дают больше возможностей. При помощи компьютера можно настроить несколько вариантов работы системы: в зависимости от наполненности храма прихожанами, тембральных особенностей голосов разных священнослужителей и т.д. Переключение этих настроек осуществляется нажатием одной кнопки. Несмотря на то, что такое оборудование обходится дороже, оно становится все востребованнее.
– Звуковое оборудование необходимо только в храмах, архитекторы которых допустили ошибки при расчете акустики?
– Естественное звучание в храмах далеко не всегда идеально. Даже в церковных зданиях, архитектура которых предполагает хорошую акустику – то есть в храмах с высоким и широким центральным барабаном и куполом, – звучание часто оказывается громким, но не четким, так что сложно разобрать слова. Особенно это свойственно храмам, возведенным уже в наши дни. Вероятно, архитекторы все рассчитали правильно, но современные материалы, использованные строителями, дали побочный эффект и ухудшили акустику. В таких храмах без микрофонов не обойтись, особенно в дни больших праздников, когда церковь полна людьми, создающими дополнительный шум.
– То есть аппаратура не только усиливает звук, но и делает речь и пение более четкими и разборчивыми?
– Да. И, конечно, озвучивание облегчает служение священников, диаконов, певчих, чтецов. Все батюшки знают, какая колоссальная нагрузка на голос бывает в дни главных в году церковных праздников, когда служить приходится ежедневно, утром и вечером. При наличии аппаратуры проводить богослужения намного легче – уже не требуется форсировать голос.
– Бывает, что необходимо транслировать звук на улицу, если прихожане не помещаются в храме…
– Эти работы мы тоже выполняем. Здесь оборудование должно устанавливаться с учетом природных условий: например, мы применяем колонки, защищенные от влаги. Важно учесть и то, куда должен доходить звук, а где – за пределами церковного двора – его уже не должно быть слышно, чтобы не мешать жителям окрестных домов. Мы проводим звук из храма и в служебные помещения: на кухню, в трапезную и т.п. – очень важно, чтобы люди, которые в силу своих послушаний не могут быть на службе, имели возможность помолиться вместе со всеми, находясь на своем рабочем месте. Эту услугу у нас заказывают все чаще. Еще следует провести звук на колокольню, чтобы звонарь слышал, в какой момент начинать звон.
– Усложним задачу. Вокруг храма или даже по периметру территории монастыря движется крестный ход. Можно ли усилить звучание, чтобы люди, идущие сзади, слышали слова песнопений – при том, что звук уже исходит не изнутри храма, а от идущих певчих?
– Тут возможны разные решения. Можно разместить громкоговорители вокруг храма, а можно использовать переносное оборудование, работающее от аккумулятора, который заранее заряжается. Такие мобильные динамики можно использовать и во время дальних крестных ходов, а нести их вполне по силам одному человеку.
– Из чего состоит стандартный комплект звукового оборудования для храма?
– Каждый храм индивидуален. При озвучивании церковных помещений учитываются многие архитектурные особенности. При этом два похожих по виду храма вовсе не обязательно идентичны по своим акустическим свойствам, так что проект озвучивания для каждого из них необходимо создавать отдельно. Гдето возникает эхо изза материалов, из которых сделаны своды, гдето оказывается, что звук блокируют дополнительно установленные перегородки или высокий не по проекту иконостас, гдето звук «гуляет вертикально» (в радиусе одного метра), гдето есть «звуковые ямы», в которых слышимость плохая, хотя рядом с ними все слышно хорошо, – все это важно принимать в расчет.
– Что можно ответить тем, кто устраивает дискуссии, посвященные уместности в храмах звукового оборудования, где это нетрадиционно, а значит – не имеет права быть?
– Наша главная цель – помочь священнослужителям сделать службу максимально доступной для восприятия прихожан. Противникам прогресса я бы ответил так: если нельзя усиливать звук в храме – почему же в церквах используются современные системы отопления, устанавливаются кондиционеры, сигнализация, освещение? Также я уверен, что все пользуются сотовой связью, автотранспортом и т.д. Жизнь не стоит на месте. Одно дело – заменить живых певчих во время богослужения аудиозаписью, что было бы неуместно, а совсем другое – усилить звучание их голосов, чтобы помочь молящимся вникнуть в слова песнопений. Конечно, если в храме идеальное звучание – никакие технические средства не нужны; это, к счастью, тоже встречается. Впрочем, такие храмы нередко заказывают проведение трансляции на улицу и в служебные помещения. К слову, озвучивая храмы, мы стараемся максимально замаскировать колонки и микрофоны, чтобы они не бросались в глаза, не отвлекали внимание прихожан и не нарушали церковный интерьер.
– Как Вы начали заниматься озвучиванием храмов?
– Так сложилось, что со школьных лет и по сей день я пою. Имею музыкальное образование и, будучи человеком воцерковленным, уже пятнадцать лет состою в церковном хоре. Так что вся моя жизнь связана со звуком. Работа по установке звукового оборудования в церквах и монастырях также дает мне возможность побывать во многих святых местах, приложиться к святыням, познакомиться с новыми людьми, священниками. С некоторыми из них у нас складываются дружеские отношения, мы периодически созваниваемся, поздравляем друг друга с праздниками. Батюшки очень помогают мне в трудную минуту своими молитвами. За несколько лет работы компанией «Звуки Храма» были озвучены десятки церквей и монастырей. Среди них присутствуют как старинные храмы, так и восстановленные, а также новые храмы, в том числе и из «Программы–200». Иногда случаются прямотаки удивительные истории. Находясь в очередной рабочей поездке, в одной из деревень я увидел храм и решил зайти в него. Служба уже закончилась, и церковь была пуста. Приложившись к иконам, я оставил визитку компании «Звуки Храма» на свечной лавке и поехал дальше. Как позже рассказал мне настоятель этого храма, в это время он находился в алтаре. Как раз в этот день, побеседовав с певчими, он решил озвучить храм и собирался, придя домой, поискать в интернете людей, которые помогут с выбором оборудования. Неожиданно для себя он увидел визитку нашей компании, очень обрадовался и позвонил мне. Так по воле Господа началось наше сотрудничество.
– Всегда ли настоятель и прихожане сразу по достоинству оценивают звуковое оборудование храма?
– Бывает поразному. Помню, в одном из храмов, где мы установили оборудование, настоятель вначале был не очень доволен. Ему казалось, что ничего особо и не изменилось. Но примерно через неделю позвонил мне и сказал: «Раньше прихожане старались занять места поближе к иконостасу, к амвону, чтобы лучше слышать, а в это воскресенье, выходя на проповедь, я был удивлен тем, что люди уже не толпились, а рассредоточились по всему храму. Значит, эффект от аппаратуры действительно есть».
Беседовала Алина Сергейчук.
Издательство "ORTOX Русиздат", журнал «Церковный Строитель» № 45,