- Новинки
- Выгодная цена
- Распродажа
- Последний товар
- Коллекции
- Как оставить отзыв
- Хит продаж
- Весеннее обновление
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Жизнь человека – отражение его души. То же можно сказать и об обществе. Почему наши предки создавали удивительные по красоте и гармонии сооружения – не только храмы, но и жилища, – а современный поселок норовит заполниться безликими или уродливыми строениями? Почему старинное русское северное село – просторное, с широкими улицами, с далеко отстоящими друг от друга домами, привлекает своей гармонией и какойто особой остойчивостью, а современный коттеджный поселок, при всей грандиозности амбиций своих владельцев, зачастую отнюдь не радует глаз?
Может быть, дело в том, что живет в душах людей? Если на первом месте – вера, органичная настолько, что ее носитель и не подозревает, что ее может и не быть – то следом за ней идет и любовь, а красота рождается из любви. Любя, мы стараемся принести в дар лучшее… И потому села строились на самых красивых местах, а главным украшением каждого села был храм. Дома строились на века, чтобы и внукам, и правнукам хватило, и украшались неспешно, кропотливо…
В традиционном обществе человек жил в единении с природой. Единение это отнюдь не всегда было идиллическим, нередко человеку приходилось бороться за выживание – но в этой борьбе выкристаллизовывались формы, гармонично соответствующие окружающему миру. Поэтому старинные деревянные дома практичны и при этом обладают удивительным свойством сливаться с природным ландшафтом, не нарушая, а дополняя его.
Эти качества: красота, практичность и гармоничная связь с природой – должны стать нашим драгоценным наследством, полученным от поколений предков.
Рассмотрим несколько примеров традиционного деревянного зодчества России. В этот раз остановим внимание на жилом доме, избе. Дом – основное строение каждого селения, будь то город или деревня; занимая свое – земное, обыденное – место в жизни, он связан и с храмом – символом Небесного, праздничного в высоком смысле этого слова. Недаром слово «хоромы» – однокоренное со словом «храм». Храм – дом Божий. А еще от слова «дом» происходит именование той «ладьи», на которой мы отплываем из временной жизни в Вечную: домовина… Дом формирует сознание живущего в нем человека и является отражением ментальности народа.
Деревянные дома в разных частях нашей страны могут значительно отличаться друг от друга, и в то же время основа их конструкции одна и та же: выполненный из бревен сруб. Издревле строители работали именно топором (так что в допетровские времена их именовали рубщиками): перерубленное дерево, в отличие от спиленного, практически не втягивает в себя влагу, а значит, не гниет. Дом мог состоять из одного или нескольких срубов, соединенных сенями, чуланами, переходами. Русскому Северу, Уралу и Сибири свойственны сложные и масштабные домакомплексы, состоящие, по сути, из нескольких построек, объединенных общей крышей. В Центральной России и ближе к югу архитектура сельского дома проще, хотя и тут часто под одной крышей объединяются дватри сруба. В зависимости от их числа изба может быть четырехстенком (один сруб), пятистенком (два сруба, расположенные в линию и соединенные сенями) или шестистенком. Срубы могут располагаться и один за другим. Например, Даль пишет, что наиболее простая великорусская изба состоит из двух срубов, соединенных сенями. Передний сруб, выходящий окнами на улицу, служит жилым помещением, а задний, ориентированный на двор, так называемая клеть, или боковуша, служит кладовой и летней спальней.
Что такое гармония бытия? Это органичное сочетание духовного и земного, эстетики и практики – причем каждая категория занимает свое, положенное ей Творцом и принятое людьми место. Образцом русского мира и созданной им материальной культуры, пожалуй, лучше всего избрать именно Север, куда меньше доходили западные веяния, где собственно русская традиция меньше соприкасалась с инородными. Северный сельский дом, бытовавший в Архангелогородской области в XVI–XIX столетиях, – это целый комплекс зданий, объединенных под одной крышей. Это – образ жизни. Здесь обитала большая, дружная и патриархальная семья; работали, радовались и воспитывали детей несколько поколений. Рядом с людьми – но отделенные от них в особых помещениях, находились домашние животные, тут же были и хранилища зерна и прочих припасов. Не выходя на улицу, в зимние морозы или осенний дождь из жилой клети можно было пройти в хлев, амбар, конюшню, а иногда и к колодцу за водой. Сени служили своеобразным буфером, не пропускающим в жилище холод. Жилая часть состояла из нескольких помещений – иногда она представляла собой несколько изб (срубов), объединенных в единое целое. Дома ставили на высоких подклетах, приспособленных под хозяйственные помещения и защищающих жилье от влаги и холода. Форма огромного строения часто была весьма сложной, ассиметричной.
На севере европейской части России домкомплекс покрывали общей двускатной крышей. Мощное здание стояло открыто, не обнесенное забором. На Урале и в Сибири тоже были грандиозные жилища, но там они выглядели несколько иначе: к собственно дому примыкал крытый хозяйственный двор, а весь комплекс был огражден забором, который представлял собой настоящее укрепление: высокий, глухой, с широкими крытыми воротами, в которые свободно могла въехать телега. Домкомплекс, домукрепление – практичный, даже суровый, зачастую был вовсе лишен резных декоративных элементов. Но встречаются и дома с затейливыми наличниками, «светлицами», балконами, огражденными резными балясинами. Для возведения домов использовали массивные бревна – их толщина позволяла создать микроклимат, защищала от мороза и жары. Своеобразный облик мощного массивного здания, сложенного из потемневших от времени идеально пригнанных друг к другу бревен, вызывает в душе жителя русских равнин особый отклик… Под стать северному русскому дому – и деревянные храмы, стоящие рядом. Часто совсем простые, лаконичные – но завораживающие своим единством с прозрачночистым северным пейзажем. Главное украшение большинства из них – крытые деревянным лемехом главы, загадочно серебрящиеся под неяркими лучами солнца.
Каждая губерния славилась своими особенностями народной архитектуры. В Верхнем Поволжье, близ впадающей в Волгу реки Сить, жили сицкари – особое племя русских людей. Сицкари имели славу знатных плотников. Много столетий они строили корабли и лодки, плававшие по Волге; когда же деревянные суда были вытеснены металлическими, главным делом ситских плотников стало строительство изб. Эти избы и по сей день украшают многие города Ярославской, Тверской губерний. Интересно, что эти дома являются как бы мостиком между архитектурой Северной и Южной России. Имея гораздо меньшие размеры, нежели их сибирские и архангелогородские собратья, сицкие дома так же, как и они, соединены с двором для скота: он «прирубался» к заднему фасаду жилого здания и перекрывался понижающейся полой крыши. Крыши в ситских домах необычные – четырехскатные, со всех сторон защищающие дом от дождя и снега. Со временем ситский дом становился все более декоративным. В конце XIX столетия значимым элементом его композиции стала довольно просторная светелка с балконом, украшенная богатой пропильной резьбой. Часто дома украшались сразу тремя светелками, выходящими на разные стороны. Кружево резьбы привлекало взор не только к светелке, оно покрывало собой карнизы и подкарнизные фризы, подоконные пояса и «зеркала» между окнами.
То, что сицкие плотники – бывшие корабелы – применяли в своей работе именно прорезную резьбу, отнюдь не случайно. Именно такая резьба традиционно украшала деревянные суда, она даже именовалась «корабельной». Об этом писал и Даль: «Наружные украшения избы… с каждым днем выходят все более и более из употребления и уступают место богатой “корабельной резьбе”». В других же областях России украшающая избы резьба могла быть совсем иной: накладной, плосковыемчатой, рельефной и даже скульптурной. Интересно, что во многих областях деревянная резьба несла в себе те же мотивы, что народная вышивка и ткачество. При всем разнообразии форма тех же наличников в каждой местности имела свои отличительные черты. Например, в Калязине Ярославской области практически все наличники сверху украшала «корона» (полукруглый декоративный элемент), в Коврове Владимирской области очелье (верх) наличника делалось Добразным, а в Егорьевске, расположившемся на границе Московской и Рязанской областей, отличительной особенностью наличников была их нижняя часть, декорированная тремя спускающимися вниз резными дощечками. Наличники несли не только декоративную, но и практическую функцию – защищали стык окна и стены.
Можно ли возродить традиции русского деревянного зодчества в современном жилом строительстве? Думается – да. Наверное, не стоит рассчитывать, что наши деревни и дачные поселки будут застроены копиями старинных домов – но возвратить к жизни некоторые приемы, воплотить в современных зданиях дух древних построек вполне возможно.
Алина Сергейчук.
Издательство "ORTOX Русиздат", журнал «Церковный Строитель» № 45,