- Новинки
- Выгодная цена
- Распродажа
- Последний товар
- Коллекции
- Как оставить отзыв
- Хит продаж
- Весеннее обновление
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
– Что бы Вы посоветовали людям, выступающим перед аудиторией?
– Для начала надо провести «разведку местности»: выяснить, в каком помещении мы будем выступать, сколько придет людей, каков их настрой. От этого зависит, ставить ли микрофон, с какой громкостью говорить. Микрофон увеличивает число слушателей, которые включены в зону нашего воздействия. Сидя, человек может разговаривать с двумятремя рядами. Если рядов пятьшесть – оратору придется встать. Когда ряды расположены амфитеатром – это увеличивает зону охвата на дватри ряда. Если не соблюдать этих правил, люди на задних рядах теряют интерес к происходящему. Не стоит на них сердиться. Это закон восприятия. Подумать об этом нужно самому выступающему.
– Стоит ли оратору жестикулировать?
– Жестикуляция имеет немалое значение. Если мы решили создавать секту или фашистскую партию – наши руки должны постоянно вздыматься вверх, сжиматься в кулаки и т.п. Если же мы нормальные люди и не собираемся порабощать слушателей – наши руки должны находиться на уровне груди и живота. Нельзя позволять, чтобы они безвольно свисали вниз – это воспринимается как позволение доминировать над нами. Жестикуляция предпочтительна сдержанная. Когда внимание слушателя ослабевает – в редких случаях, – можно поднять руки повыше. Но не злоупотреблять этим. Установлению доверительных отношений способствует, когда наши руки раскрыты ладонями навстречу собеседникам – мы как бы предлагаем им знания. Это сигнализирует, что наша задача – не навязать свое мнение, но лишь предложить принять его.
– Нужны ли эти приемы – в некоторой мере искусственные – честному оратору, не желающему быть манипулятором?
– Можно поставить перед человеком тарелку с едой, а ложки не дать. Так и оратор – он все сказал, а слушатели не воспринимают. И оратор возмущается их непонятливостью. А на самом деле говорящий сам не помог аудитории воспринять информацию. Наша жестикуляция, поза, манера речи – все это или помогает, или мешает слушателю. Мы должны уметь выражаться ясно, увлекательно, уважительно, умеренно и уверенно. Хорошо, если вы предупредите, с каких научных и основанных на опыте позиций будете говорить, на что опираетесь. Можно начать с того, что вам приятно беседовать с этой аудиторией: «Мне очень радостно перед вами выступать, надеюсь быть вам полезным». Это будет правдой. Если бы вы ненавидели этих людей, то, скорее всего, не пришли бы к ним. Главное – избежать противопоставления: «Я и вы». Этот прием называется «принятие общей судьбы» – говорить: «мы, мы с вами, как все мы, как всем нам известно». Необходимо исходить не из того, что вы хотите сообщить, а из того, что нужно слушателям. Будем помнить, что между смирением и психологической зажатостью и подавленностью лежит пропасть.
– Как построить саму беседу, чтобы она лучше воспринималась?
– У каждого человека есть определенный ресурс восприятия. Нельзя нагружать слушателя слишком большим количеством информации, иначе у него ничего не останется в голове. Взрослый человек способен усвоить семь информационных единиц, ребенок – меньше (в зависимости от возраста: чем старше ребенок – тем больше). Эти единицы необходимо повторить три раза. Перед выступлением: «Я предлагаю нам с вами поговорить о томто и томто, что позволит нам...» Далее идет раскрытие темы, а затем, после выступления, резюмируете: «Сегодня мы с вами беседовали о томто...» Это позволяет человеку максимально полно усвоить информацию. Важным элементом является эмоция, легкий аффект – то, что позволяет запомнить каждую информационную единицу, сопроводив ее впечатлением. Это может быть стихотворение, обращение к опыту жизни, который испытали многие, добрый анекдотпритча, поговорка, притча в чистом виде, цитата из фильма – все, что нас может впечатлить. Благодаря такому впечатлению запоминание происходит автоматически. Хорошо использовать раздаточный материал, чтото показывать на экране, использовать опытные образцы.
– Приходилось слушать ораторов, применяющих грубые методы давления на слушателя...
– Вероятно, эти ораторы просто не умеют иначе, т.к. вся наша жизнь учит манипулировать друг другом. Огромное число людей прошли школы манипуляции... Люди делают это уже по привычке. Человек с дурными привычками должен сначала изменить себя, а уже потом делать доброе дело. Хотя, может быть, эти ораторы хотят увеличить силу воздействия на слушателей, привыкших не думать, а поддаваться манипуляторам... Но так они отталкивают людей мыслящих. А людей, имеющих сильную психологическую травму, внутреннюю боль, убеждать бесполезно. Такие люди сами стремятся быть обманутыми, хотят, чтобы ктото соответствовал их ожиданиям, – а это всегда дает манипулятору поле для маневра. Они хотят нравиться и хотят, чтобы им нравились. Это признак инфантилизма, качество, для ребенка полезное, а для взрослых – очень вредное. Нравиться мы должны одному Богу. И исходя из угождения Богу строить отношения с людьми. Это будет человеколюбием. А стремление нравиться другим или даже самому себе называется человекоугодием. Порок – это бывшая добродетель. Человекоугодие – это человеколюбие, из которого «вынули» любовь. Дейл Карнеги учит имитировать те или иные чувства и вызывать доброе отношение к себе – а это манипуляция. Поэтому политики часто говорят слоганами, вызывая определенные чувства и так направляя чувства и мысли людей в определенное понятийное русло.
– Так ли много у нас людей, неспособных мыслить самостоятельно?
– В транспорте мы видим множество взрослых людей, которые купили себе очень дорогие и сложные приборы для того, чтобы играть! На что они используют свою сокровищницу мозга, свое время, силы, потраченные на зарабатывание денег? Жалко. Формируется общество потребления, где люди – не личности, а винтики в системе производства, потребления и мусоросоздания. Благополучателей здесь нет. Никто уже не помнит, кто завел этот механизм по самоуничтожению народа.
– Вы упомянули психологическую теорию Дейла Карнеги. А что Вы скажете о фрейдизме, проповедуемом даже некоторыми православными психологами?
– На православных людях, живущих подлинной духовной жизнью, фрейдизм не работает. У православного христианина нет подсознания. Он осознает все, что есть в его душе, покаянно трудясь над собой и исповедуясь. Нет тайных грехов, мотивов, в которых верующий запрещал бы себе признаться. Фрейдизм актуален для людей эпохи разложения христианской нравственности – когда еще есть некие моральные нормы, но люди уже не соответствуют им, не имеют внутренней христианской базы и забыли о возможности покаяния. Поэтому они начинают прятаться от себя, не зная, что делать с гнездящимся в душе злом.
– Признаться себе в тайных греховных мотивах, покаяться в них нередко оказывается не под силу и людям верующим...
– К сожалению, бывает, что человек начинает прятать свои грехи даже на исповеди. Както останавливает меня на улице незнакомец и начинает сетовать: «Батюшка, я такой врун! Жене вру, детям вру, на работе вру... Меня уже хотят уволить, супруга готова уйти... Я не знаю, что мне делать!» Я предложил исповедовать его, мы зашли в храм. Но когда, надев епитрахиль, подошел к аналою, он спросил: «А в чем надо исповедоваться?» Я начал издалека: «Может быть, когото осудили...» – «Нет, что Вы, всех люблю, всех уважаю...» – «Обманули когото?..» – «Я?! Никогда!» – «Но что же Вы говорили мне на улице?» – «Ах, да! – спохватился он. – Вру, всем вру!» Я применил метод «взлома» механизмов психологической защиты, напомнив о его словах, – но это не функция священника. Самое интересное, что в обоих случаях этот человек говорил искренне. В такой ответственный момент, как исповедь, он просто не мог признаться Богу, себе и священнику в том, что часто лжет, и привычка лгать ушла в неосознаваемое. На улице, очевидно, он находился в состоянии измененного сознания, легкого аффекта – а войдя в храм, внутренне собрался и пришел в свое обычное состояние. Обращение к священнику было актом отчаяния. Душа по природе христианка, она рвется и зачастую использует любой способ, чтобы очиститься. Как же часто человек не позволяет ей этого!
Беседовала Алина Сергейчук.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Благоукраситель» № 44,