- Новинки
- Выгодная цена
- Распродажа
- Последний товар
- Коллекции
- Как оставить отзыв
- Хит продаж
- Весеннее обновление
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Батюшка любезно согласился ответить на вопросы редакции журнала «Иконописец».
– Отец Александр, можно ли сказать, что церковное искусство, прежде всего иконопись, сегодня развивается поступательно?
– Да, я полагаю, процесс идет в сторону развития. Конечно, дело не обходится без сложностей – но любое растение, вырастая, должно преодолевать сопротивление среды. В девяностые годы мы начинали фактически с нуля. Людей, достойных звания иконописца, практически не было. Сегодня у нас есть иконописцы – это мастера различного уровня, но, во всяком случае, их можно назвать иконописцами. Это уже хорошо.
– Каковы основные сложности и точки роста в развитии современной иконописи?
– Спрос на икону обгоняет предложение, и весьма сильно, поэтому возникает много проблем. Люди, ищущие иконы, чтобы благоукрасить свой храм, часто по неведению обращаются к тем, кто ничего не понимает в церковном искусстве. Сегодня можно встретить немало очень активных, но не являющихся в подлинном смысле иконописцами людей, которые работают в этом поле. Происходит вторжение коммерции в область церковного искусства. Так что процесс развития иконописи сегодня весьма неоднозначен. Но то, что земное колено Церкви сегодня возрастает, увеличивает свою численность, дает нам и надежду на развитие церковного искусства: обращаются к вере все новые люди, строятся храмы. Все заметнее становится хорошая тенденция: формирование образованного церковного общества. Это позволяет верить, что качество церковного искусства будет повышаться. Но главное, на что мы должны обратить внимание, говоря об уровне церковного искусства, – тот факт, что оно связано с духовным состоянием как общества в целом, так и заказчика, и исполнителя каждой конкретной работы. Духовные проблемы стоят во главе угла.
– Между иконописцами идет полемика: одни стремятся к возрождению древнерусской иконописи, другие – византийской, третьи – академической. А кто-то и вовсе отвергает стремление к какому-либо историческому стилю. При этом каждый убежден в своей правоте. Ваша позиция?
– Поскольку я тоже думаю, что я прав, скажу вам то, что повторяю постоянно: главное – это благочестие. Опасность всех разнообразных течений модернизма, которые мы встречаем и в иконописи, и в архитектуре – в том, что люди не понимают, что такое благочестие, вторгаются со своими новациями в тонкий, духовный мир церковного искусства. Изза этого возникают тяжелые коллизии, появляются вещи, которые соблазняют людей, еще недостаточно воцерковленных, – тех, кто сам еще не осознал, что такое благочестие, и тем более не понимает, как оно связано с традицией. Я не буду говорить о связи с профессионализмом: может быть очень чистая, детская работа – ребенок всегда благочестив, хотя и не слишком умел. Но в то же время связь благочестия с профессионализмом тоже существует: благоговейный художник никогда не позволит себе создавать священный образ некачественно.
– Кто должен оценивать духовный уровень того или иного автора? Ведь, как известно, люди, проведшие в Церкви два-три года, обычно считают себя весьма воцерковленными и «продвинутыми»?
– Это хороший вопрос. Благочестие у нас в Православной Церкви предполагает исповедальную практику. Человек должен постоянно изменять себя к лучшему – для этого и существует таинство Исповеди. Про иконописца специально сказано в Стоглавом соборе: «подобает начасте (т.е. постоянно) ходити ко отцем духовным» – это непременное условие. Если нет постоянной практики исповеди, благочестие не развивается. Это надо знать всем – и иконописцам, и заказчикам, от которых зачастую качество работы зависит не менее, чем от художников, и которые должны быть также строги к себе. Если перейти от личности иконописца к самому образу – тут можно выделить несколько уровней оценки его соответствия благочестию. Первый уровень – общие категории: что можно, чего нельзя, как следует изображать Спасителя, Богоматерь, святых... То, что мы называем каноничностью. Это зависит от церковной образованности художника. Следующий уровень – духовное содержание образа, если хотите, некоторый психологизм, – что икона несет нашей душе. Например, выражение лика не должно быть злым. Главное – можно ли молиться перед этой иконой. Здесь как раз и сказывается состояние души писавшего образ мастера. И конечно, важен художественный уровень, на котором написана икона.
– Церковному человеку понятно, что, например, иконы Божией Матери «Футбольная» быть не может – но как аргументировать это?
– Церковное искусство существует в литургическом пространстве. Образ связан со словами богослужения. Чтобы понять это, достаточно рассмотреть тексты тропарей главных церковных праздников и иконографию этих праздников. Самый простой пример – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Дониконовский древний вариант текста: «...смертию на смерть наступи и гробным живот дарова». Это и изображено на канонической иконе. Господь попирает сатану – образ смерти, и выводит из ада умерших. Не менее яркая иллюстрация – тропарь и кондак Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественного рождает и земля вертеп Неприступному приносит, ангелы с пастырьми славословят, волхвы же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо – превечный Бог». На иконе это выражено буквально: мы видим и Деву, и волхвов, и пастырей, и вертеп... Мы видим осуществление постановления Седьмого Вселенского Собора, который сказал, что икона должна почитаться наряду с Крестом и Евангелием. Как это – наряду с Евангелием? Все богослужение есть богословская интерпретация Евангелия. И мы видим точное соответствие литургического текста, который несет в себе смысл Священного Писания, и иконы, воспроизводящей его в образе.
Беседовала Марина Клочкова.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Иконописец» № 42,