- Новинки
- Выгодная цена
- Распродажа
- Последний товар
- Коллекции
- Как оставить отзыв
- Хит продаж
- Весеннее обновление
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Начиналось все в последние годы советской власти. Сегодня Братство – одна из крупнейших организаций, специализирующихся на создании иконостасов и церковной утвари из дерева. В чем секрет успеха? Может быть, в умении вырастить из простого работника – мастера? Архиепископ Элистинский Зиновий ответил на вопросы нашего корреспондента
– Владыка, почему Вы – священнослужитель, музыкант по образованию, в далекие 90-е годы взялись за создание художественных мастерских?
– Если об истоке нашей работы – то это, наверное, страдание, коснувшееся всех православных людей в советские годы, когда мы были почти лишены икон. Молодым священником я около десяти лет служил в ста шестидесяти километрах от Курска, в селе Касторинское. Шли брежневские времена. Мне довелось провожать в последний путь старшее поколение – людей, сохранявших веру в годы государственного безбожия. Пешком, на попутках я объезжал деревни, навещая совсем уже стареньких, немощных прихожан – исповедовал, причащал, отпевал... И видел в их домах уголки с иконами, эти знаки неугасающего духа Православия, которые уже никак нельзя было назвать «красными» – но они были святы своей мученической выстраданностью. Писаных или даже литографических дореволюционных образов почти ни у кого не оставалось – все было экспроприировано, ликвидировано, уничтожено. Если у человека хранилась писаная иконка – это воспринималось как великая милость Божия. Цыгане продавали чернобелые фотографии икон – святителя Николая, Божией Матери, – для этих образков верующие устраивали самодельные киоты: обстругивали досочки от ящиков, украшали восковыми цветами. А когда мы видели писаную икону, душа трепетала. Мне довелось встретиться с матушкой Иулианией (Соколовой). Когда открылся первый класс обучения иконописи, где преподавали матушка и ее ученицы, я ездил туда из своего Касторного... Учился с большой любовью, с трепетом посещал ЦАК, залы Третьяковской галереи, где представлена древнерусская иконопись, ездил в не закрывавшиеся московские храмы, где были намоленные старинные иконы – в то время они производили глубочайшее впечатление. Это и стало побудительным мотивом для дальнейшей работы – выстраданный отрыв от былой красоты Церкви, которая была уничтожена в советское время.
– Это мотивы. А практически как все начиналось?
– Когда меня перевели в Щигры, первое, что я сделал, – построил в овраге сарайчик. Он назывался гаражом, но машина в нем никогда не стояла – там мы сразу устроили мастерскую. Первые станки делали вручную: находили двигатели, сваривали рамы... Многое изобретали сами. Тут как раз закончилось советское время. Вокруг царила нищета, а мы трудились. Видно, Господь так устроил, что один за другим вокруг меня появлялись люди, объединенные любовью к церковным ремеслам. Мой крестный сын Владислав Болюк учился в Абрамцевском училище. Они с ребятами приезжали ко мне еще во время учебы, помогали устраивать мастерские. Первое, что мы начали делать, – киотики для икон, взамен тех, сделанных из досок от ящиков. Интерес к резьбе по дереву проявили и дети из нашей воскресной школы. Начался настоящий бум – сотни ребятишек захотели учиться резьбе по дереву. Самые талантливые и последовательные стали замечательными мастерами.
– Я слышала, что начинающим резчикам Вы сказали: «Штрих по дереву резцом – это как штрих смычком по струне скрипки. Можно царапать, можно сделать как получится, а можно – мастерски извлечь красоту тона». Видимо, мастеров эти слова вдохновили...
– По мере сил мы возрождали красоту, которой Церковь была богата раньше. Рассматривали и осмысливали старинные образцы, чтото копировали, повторяли – и у нас стали получаться изделия: киоты для дома, затем – для храма, аналои, наконец – иконостасы... Производство – это решение множества проблем: это и место, и станки, и заготовка материала, и эскиз, и проект... Резчик – исполнитель, а тот, кто задумывает изделие, – композитор. А побудитель – это заказчик, который любит церковную красоту и подчас делится последней копейкой, чтобы украсить храм.
– Мастерские – это цельный организм?
– Да, и в нем одинаково важны и те, кто помогает складывать доски в штабеля, и столяры, и художники, и резчики... Многие люди приходят к нам с чисто прагматическими задачами – найти себе дело, чтобы не оказаться на улице. Но я стараюсь следовать принципу подвижников ХХ века, с которыми Господь привел мне общаться. Они находили подход к каждому человеку, умели вдохновить его на то, что он может, но о чем еще, быть может, и сам не знает. Наверное, их молитвами у нас чтото и получается. Например, был у нас подсобный рабочий – человек без профессии, но с золотыми руками. Мы обучили его ювелирному делу – теперь этот человек держит в руках шпинели, рубины, любит свое дело. Конечно, много у нас и неудач, особенно с молодым поколением. Если человек не вдохновлен красотой, не стремится к саморазвитию – он редко задерживается у нас. Такие сотрудники обычно находят место повольготнее, например едут в Москву работать в охране... Остаются люди, которые чегото захотели.
– Последние три года, в связи с возложенным на Вас архиерейским служением, у Вас стало значительно меньше времени, чтобы вникать в детали работы Братства?..
– Да, но ребята и сами растут. В ближайшее время я отправляю трех наших сотрудников в Италию (а некоторые специалисты Братства уже ездили туда) – они посетят Рим, другие города, чтобы напитать глаз классической архитектурой, многообразием ее красоты – разных эпох, стилей, уровней... После Рима полетят в Париж. Французы заимствовали много идей, принципов из итальянской архитектуры и применили их у себя в более лаконичном варианте. Наши ребята зафиксируют интересные детали, формы, подходы – мы будем все это анализировать, рассуждать, применять к своим работам. А затем, чтобы показать нашим молодым специалистам красоту православной архитектуры, мы отправим их по русским храмам. Основная наша задача в художественном плане в том, чтобы переосмыслить и воплотить на современном уровне живой духовный опыт православных традиций. Например, недавно, создавая иконостас, который украшает храм в г. Курчатове, мы применили колористическое решение Успенского собора Московского Кремля...
– В чем источник вдохновения – для Вас и сотрудников?
– В стремлении не превратиться в мастерские, где иконостасы просто делают, – хотелось бы, чтобы иконостасы творили. Даже наши столяры – простые рабочие лишь до тех пор, пока они не увидят результата своих трудов: прикоснувшись к этой красоте, они становятся мастерами, понимающими и чувствующими свое достоинство, величие, и это их вдохновляет.
– Как рождаются решения: как сделать ту или иную деталь, каким будет облик иконостаса?
– Это не эклектика или искусственное перенесение деталей из одних работ в другие. Когда мы задумываем какуюто деталь, то рассматриваем ее в контексте целостного организма иконостаса, смотрим, как она впишется. Мы отдаем себе отчет, что вчера этого еще не было – а сегодня мы делаем так, но это не новаторство, а развитие тенденций, которые уже существуют в церковном искусстве.
– Создаваемые Свято-Троицким братством иконостасы требуют большого вложения средств, сил, времени. Не возникает ли соблазна упростить технологию работы?
– В наших иконостасах резьба не накладная, не прикрепленная – это один массив дерева, все вырезается из одного щита. Конечно, выполнить накладную резьбу было бы проще и дешевле. Но это как здания: одно из резного камня, а другое из штукатурки – для неспециалиста они кажутся одинаковыми на вид. Профессионал же, конечно, заметит разницу. А главное – история отличит одно от другого. То, что было прикреплено, станет отпадать, а иконостас, созданный из массива древесины, – на века. Настоятель одного храма, для которого мы сделали напольный киот, решил снять с него форму, чтобы отливать такие же, но из композитного материала, и предлагать бедным храмам. Но это напоминает те самые восковые цветочки на самодельных киотиках послевоенных лет...
– Как Вы относитесь к тому, что работы Свято-Троицкого братства нередко копируют?
– За двадцать лет в городке Щигры, где практически не было ремесленных традиций, помимо Братства образовалось еще много мелких мастерских, некоторые из них выдают себя за нас – ну и пусть... Наши мастера – щедрые люди: когда я прошу выложить на сайт новые работы, они соглашаются. Представители некоторых мастерских говорят мне: «Вы знаете, что мы зорко следим за вашими новинками? Можно использовать опыт?» Мы разрешаем – нас радует, когда мы видим среди изделий других производителей элементы или копии наших изделий.
Беседовала Алина Сергейчук.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Благоукраситель» № 42,