- Новинки
- Выгодная цена
- Распродажа
- Последний товар
- Коллекции
- Как оставить отзыв
- Хит продаж
- Весеннее обновление
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Представляем вашему вниманию беседу нашего корреспондента с прот. Владимиром Диваковым – одним из авторитетнейших священников, секретарем Епархиального совета г. Москвы, настоятелем храма Большого Вознесения что у Никитских ворот.
-
Сейчас в Москве множество храмов, и их не хватает, чтобы без тесноты вместить всех желающих помолиться. А сколько православных храмов действовало в Москве в советские времена, в годы «застоя»?
-
В Москве было 45 действующих храмов, - но это вместе с домовыми церквями (в Чистом переулке, в Издательском отделе Патриархии). То есть, для народа было открыто около 40 храмов. На сегодня это число возросло более, чем в десять раз.
-
Вы являетесь настоятелем храма «Большого Вознесения», над возрождением которого после десятилетий запустения Вы трудились с самого начала. Расскажите, пожалуйста, об этой церкви.
-
Храм Большое Вознесение в прежние времена был славен как церковь московской интеллигенции. Большой храм. Там раньше находился другой, поменьше. Его потом разобрали, осталась только колокольня, и начали строить большой. Храм «Большое Вознесение» строили не как обычно – начиная с главного алтаря, а наоборот. Сначала возвели трапезную, теплую часть – два придела, а затем уже основную – холодную. Раньше многие храмы разделялись перегородкой, которая на лето убиралась, а зимой, чтобы не протапливать все огромное помещение, ее закрывали и служили только в теплой части. Итак, в храме Большое Вознесение были построены два придела, там начались богослужения – и в это время началась Отечественная война 1812 года. При пожаре Москвы эти два придела тоже пострадали – даже кирпич оплавился. После победы, в 1816 г. их вновь восстановили, начали служить там. А храм стали достраивать. Но проектная документация погибла при пожаре – пришлось заново ее разрабатывать. Наконец церковь была достроена.
-
Известно, что в храме «Большого Вознесения» венчались А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова. Как согласовываются те факты, что венчание было совершено в 183. г., а великое освящение церкви – лишь в 1840?
-
Да, по вопросу венчания Пушкина нередко возникают смущения, вопросы. Ведь храм был освящен в 1840 году, а Пушкин венчался в 1830 годах… На это я могу ответить. И в наши дни службы в храмах нередко начинаются задолго до совершения там великого освящения. Так, и после разрушения храм Большого Вознесения был открыт в 1990 г., совершили его освящение малым чином, начались службы. А великое освящение этой церкви Святейший совершил уже в 1995 г. так было и до революции. За строительством храма лично наблюдал сам митрополит Филарет (Дроздов), святитель. Осмотрев храм, он нашел его великолепным и велел провести такое отопление, чтобы все помещение стало теплым. Так и сделали. В 1840 г. храм освятили великим чином.
-
С кем еще, помимо А. С. Пушкина. Связана история храма «Большое Вознесение»?
-
В те годы в храме совершали свое служение великие иерархи, «Большое Вознесение» было одной из самых значимых церквей Москвы после Успенского собора в Кремле. Храм Христа Спасителя тогда еще не был достроен. В «Большом Вознесении» служили Великий архидиакон Константин Розов, митрополит Трифон (Туркестанов). Там отпевали и Ермолову, Щепкина. Там пел Шаляпин. Святой патриарх Тихон совершил здесь свою последнюю Божественную Литургию 5 апреля по новому стилю. В страшные дни революции в этом храме отпевали юнкеров, защищавших Кремль, совсем еще юных… Все пространство церкви было сплошь занято гробами и шествие растянулось в 4 – 5 рядов от храма до Ваганьковского кладбища.
-
Храм «Большое Вознесение» не избежал трагической судьбы многих православных церквей в годы лихолетья…
-
В 1931 году храм закрыли. И вот, в конце 80-х годов началось движение за открытие «Большого Вознесения». В разные десятилетия там размещалось немало организаций: и гараж, и склады, и завод. Одно время в церкви находилась лаборатория, в которой испытывали искусственную молнию. В центре помещения висела громадная конструкция, заполнявшая собой все пространство, и там происходили разряды, от которых содрогался не только сам храм, но и соседние здания. Конечно, было множество обращений с просьбой вывести лабораторию из центра Москвы, прекратить разрушать памятник архитектуры и находящиеся рядом с ним дома. И обращения эти исходили, в первую очередь, от интеллигенции. Конечно, заботившиеся о храме имели надежду не только избавить его от лаборатории, но и возвратить Церкви. Но в те годы это было еще немыслимо. И в храме обустроили концертный зал им. Пушкина. Институт полностью перестроил внутреннее пространство храма: были частично разрушены своды, разобраны полы, сделано несколько этажей. Хотя, снаружи церковь выглядела более-менее благоприятно. Когда я первый раз вошел туда – то подумал, что хотел бы увидеть хотя бы расчищенное пространство церкви – трудно было представить, что все удастся восстановить.
-
И открыт храм был одним из первых в Москве…
-
Особо торжественно было обставлено открытие храма. В День города Москвы, 23 сентября 1990 г. в Кремле была совершена первая Божественная Литургия в Успенском соборе – после почти восьмидесятилетнего перерыва. После нее многотысячный крестный ход тронулся к храму «Большого Вознесения». По тем временам это было невиданное зрелище – крестный ход тогда мог пройти только по территории церкви, но не по улицам. А тут – по просп. Калинина, по Бульварному кольцу. Все было запружено народом, движение перекрыли. В храме Патриарх с архиереями отслужили молебен – и в храме, опять же, в его задней части, - начались богослужения. А переднюю часть нам еще не отдавали, там сидела дирекция концертного зала, репетировали «Виртуозы Москвы» Спивакова.
-
Возрождение святыни стоило огромных трудов?
-
Когда мы только пришли в храм – было непонятно, с чего начинать. На полу находилась громадная забетонированная яма – как бомбоубежище. Наверное, в ней прятались во время проведения опытов с искусственной молнией. Моя супруга, матушка, тогда мне сказала в шутку: «вот, здесь, в этой яме, тебя и похоронят». А сейчас и места этой ямы не найти. А сейчас, если посмотреть на старые фотографии храма и его нынешнее убранство – словно так все и было. Нам говорят: «вам-то хорошо. У вас все сохранилось»… А на самом деле пришлось многие годы потрудиться. Укреплялся фундамент, в некоторых местах расчищали живопись – приходилось снимать 8 – 10 слоев масляной краски. И немало удалось открыть. Колокольня храма была разрушена. Колокола повесили на стойке, устроенной на крыше храма. Но Комитет по охране памятников, конечно, все время требовал, чтобы мы убрали ее. Хотели сделать надстройку над папертью – но оказалось, что там перекрытия старые, не выдержат. И тогда в Комитете по охране памятников нам сообщили, что сохранились старые проекты колокольни. Так что нам пришлось только заказать рабочие чертежи. Архитектор Журин, который строил Казанский собор и Воскресенские ворота на Красной площади, взялся за это дело. В результате появилась красавица колокольня высота ее вместе с крестом – 61 метр. Многие, глядя на нее, даже не представляют себе, что двадцать лет назад ее не было. Приходится показывать фотографии без нее. Ограда была практически обрублена. К 1970 г. она находилась в полуразрушенном состоянии и, когда в Москве наводили лоск перед приездом кого-то из американских президентов, все столбы снесли, оставили только цоколь – чтобы не тратить деньги на ремонт. Приходу пришлось восстанавливать ограду. Обустройство внутреннего убранства еще не до конца завершено. А главное – нити, связывавшие храм с интеллигенцией до революции, не прервались. Ведь и об открытии его радели многие писатели, ученые, среди прихожан много представителей интеллигенции.
-
Отец Владимир, Вы служили на многих приходах, имеете многолетний опыт. Наверное, в разных храма Вам приходилось сталкиваться с различными благочестивыми обычаями?
-
В старых, не закрывавшихся храмах сохранились свои традиции. Это отнюдь не плохо: они помогают приходу сплачиваться, создают особую, не повторяющуюся в других местах атмосферу. При закрытии церквей их общины переходили в другие храмы – а вместе с ними и традиции. Так что, во многих храмах складывались смешанные обычаи – с нескольких приходов. Я в свое время служил в храме Свт. Николая в Хамовниках. Его настоятелем был о. Павел Лепехин, который прослужил там 50 лет и, конечно, был носителем, хранителем приходских традиций. А они выражались и в пении хора, и в совершении особых богослужений, которых не было в других местах. И тяжело приходилось тем священнослужителям, которые, приходя из других храмов, не знали этих обычаев, пытались отвергнуть их – народ отвергал их самих. Таких священников часто даже переводили в другие храмы, а они считали себя даже страдальцами, потерпевшими за то, что совершали службу по уставу. А другие – присмотревшись к этим обычаям, принимали их, даже пытались насаждать в других храмах, если переходили туда.
-
Что это за обычаи?
-
Среди традиций – особое почитание Божией Матери. Хотя храм посвящен Святителю Николаю, но, поскольку в нем находится чудотворная икона «Споручница грешных», то в народе даже саму эту церковь именовали по сему чудотворному образу. В праздник Успения в храме Николы в Хамовниках совершалась (да, наверное, и сейчас совершается) особо торжественное богослужение; необычные службы бывают в Сочельник и в сам праздник Рождества – с акафистом Рождеству Христову… Еще в советские времена на Рождество в этой церкви устраивался большой, красивый вертеп – тогда это было принято далеко не везде, а теперь получило распространение. Я думаю, свои, особые традиции есть во многих храмах, где находятся чтимые святыни. Так было всегда.
-
А в открываемых вновь храмах? Там создаются свои обычаи или перенимается опыт не закрывавшихся в советские годы церквей?
-
На создаваемых приходах обычно служат просто по Уставу. Сам я, став настоятелем храма Большого Вознесения, не старался перенести туда традиций с приходов, где служил до этого. Не пытался и создавать новых обычаев – они вырабатываются сами по себе, в процессе служения, приходской жизни. Выдуманное искусственно едва ли приживется и принесет благие плоды. А если что-то отменять – даже самое малое – это может всколыхнуть весь приход, люди начинают волноваться. Хотя, кажется, в Уставе этого нигде нет… Например, в большинстве храмов после Успения совершается служба «Погребения Божией Матери». И во многих местах в завершение этого богослужения Богородичную Плащаницу обносят вокруг церкви, а затем духовенство останавливается в дверях и люди проходят под Плащаницей, испрашивая таким образом благословение Пречистой. Некоторые говорят: «это – деревенский обычай, не надо поощрять его в Москве». Но во многих храмах эта традиция существует и, если ее отменить – прихожане будут скорбеть, словно они не были на чине Погребения – хотя все богослужение совершается.
-
Но бывает, что привязанность прихожан к каким-то деталям излишня и мешает церковной жизни?
-
Часто возникают трения по поводу икон. Когда открывается новый храм, его чаще всего украшают теми образами, которые удалось найти – и ставят их там, где находится свободное место. Проходит время, церковь благоукрашается, специально для нее создают киоты, пишут образа. И старые иконы – особенно те, что не отличались хорошим письмом, – убирают в ризницу. И тут начинаются нестроения – люди сетуют: «как же так, я ходила специально к этой иконе, молилась перед ней – а ее убрали»… Привыкает народ. А если поставить образа в беспорядке – это отнюдь не украсит церковь. Поэтому я стараюсь у себя на приходе не выставлять все иконы сразу.
-
Что можно сказать таким прихожанам?
-
Каждому хочется, чтобы образ, который он почитает, был на виду. Но интерьер храма всегда так складывался – не только сегодня, но и в дореволюционные времена: когда писали более благолепные иконы – их ставили на лучшее место, а другие убирали в ризницу. Они тоже потребуются – в праздники, чтобы положить на аналой. Так было всегда. А то некоторые возмущаются даже по поводу того, что батюшка много лет служил в одном облачении – а потом вдруг сшил новое. Говорят: «старое было освященное…» – Так новое тоже освящено! Нельзя же так привязываться к вещам… Такие мелочи – проявления обрядоверия – иногда даже дестабилизируют обстановку на приходе.
-
А в вашем храме – Большого Вознесения – сразу ли появились постоянные образа, иконостасы?
-
Как раз сейчас мы собираемся менять временный иконостас одного из приделов на новый, написанный специально для нашей церкви. Когда освящали наш храм – пришлось взять иконы «напрокат» в ризнице Свято-Данилова монастыря. Потом находили вместо них другие образа, затем – заменяли их на лучшие… Теперь главный иконостас уже полностью готов, а для боковых приделов написаны еще не все иконы. По мере их создания старые образа убираются в запасники, а новые занимают и места.
Беседовала Алина Сергейчук