О проблемах сохранения и реставрации памятников деревянного зодчества, а также о подготовке необходимых для этого кадров мастеров-реставраторов рассказывает заместитель директора строительного колледжа №26, руководитель отделения реставрации памятников деревянного зодчества Тузов Дмитрий Валерьевич.
Несмотря на принятие законов о сохранении памятников культурного наследия и меры по целевому финансированию программ реставрации памятников зодчества, количество утрат постоянно растет. С начала семидесятых мы теряем в среднем по три шедевра деревянного зодчества в год. Наше наследие сегодня погибает в массовом порядке, и, как утверждают пессимисты, уже наши дети смогут ознакомиться с произведениями русской деревянной архитектуры исключительно по фотографиям, снятым этнографами и историками во время научных экспедиций, проводившихся в двадцатом веке. Сегодня мало у кого поднимается рука умышленно нанести вред старинному зданию, особенно храму, но утраты растут из-за опустения деревень, отсутствия у прихожан возможности поддерживать в порядке церковные постройки. Двадцатый век в целом был жестоким к русской культуре. Памятники архитектуры, ярко выражающие культурный смысл русского мировоззрения, несущие в своем облике основы отношения наших предков к миру и Богу, как создателю мира, не дают покоя разрушителям русского мироздания. Не случайно революционеры начала двадцатого века с невиданной злобой накинулись на церковный уклад жизни русского народа и с неоправданной жестокостью разрушали храмы. Не щадили памятников архитектуры и войны, тяжелым катком прокатившиеся по нашей стране. А завершение века принесло на бескрайние просторы России обезлюдение и запустение.
Наиболее ранимыми и беззащитными являются памятники деревянного зодчества. Русская деревянная архитектура представляет собой уникальное явление мирового масштаба. Опираясь на глубинные архитектурные и строительные традиции русского народа, деревянное зодчество стало поистине ярчайшим проявлением русской культуры, средоточием художественного гения русского человека. Гигантские храмы и небольшие часовни, жилые дома, хоромы и хозяйственные постройки несут в себе массивы информации, большую часть которой мы даже не умели прочесть и воспринять. Сохранение памятников оставляет надежду на их восстановление и будущее глубокое изучение. Разрушение и утрата лишает нас возможности воспользоваться информацией, записанной архитектурными символами. Наличие памятников в историческом ландшафте восстанавливает исторический контекст в сознании современников, их отсутствие лишает человека связи с историей своего народа и своей земли.
Вместе с памятниками навсегда уходят и традиционные ремесла, испокон веков присущие нашему народу. Сегодня даже в деревнях практически невозможно найти плотников и столяров, печников и кровельщиков. Традиционные, основанные на многовековом опыте и сообразные условиям проживания в России технологии заменяются современными, разработанными в других странах и не всегда подходящими для использования в нашей климатической зоне.
Проблема нехватки реставрационных кадров остро стояла и раньше. Но была еще возможность их восполнения из числа наиболее опытных мастеров-ремесленников. Сейчас нет и ремесленников. Поэтому архитекторы-реставраторы часто сталкиваются с ситуацией, когда некому воплотить разработанные ими проекты.
Одно из немногих государственных учебных заведений, выпускающих реставраторов памятников из дерева, и не просто специалистов-теоретиков, а практиков-мастеров, – это строительный колледж № 26 города Москвы. На сегодня здесь обучают потрем основным направлениям: реставратор произведений из дерева, реставратор лепных изделий и покрасок и реставратор памятников деревянного зодчества. С будущего года планируется начать подготовку реставраторов каменного зодчества. Наилучшие результаты достигаются, когда учащиеся поступают в колледж после 9-го класса, три года занимаются на отделении начальной профессиональной подготовки, где овладевают азами рабочих реставрационных профессий, а после этого два года учатся на отделении среднего профессионального образования по направлению «архитектура». Это позволяет им стать отличными специалистами-практиками, а при желании – получить высшее образование в архитектурном или строительном вузе. Можно начинать обучение и после 11-го класса. Тогда курс начальной профессиональной подготовки занимает всего один год. При колледже действуют и плотницкие реставрационные курсы для взрослых, куда приглашаются люди, уже получившие первое образование (часто высшее, иногда духовное), желающие посвятить себя реставрационному искусству либо просто освоить строительное или столярное ремесло.
Учебный процесс в колледже состоит из нескольких модулей: будущий реставратор должен не только владеть строительными навыками, но и обладать художественным вкусом, уметь рисовать и чертить, знать историю. Для того чтобы реставрировать храм, мастерам необходимо понимать, как он устроен и что в нем происходит. Представление об основах Православия ученики получают в рамках специальных предметов.
Студентам читают, кроме общеобразовательных и технических дисциплин, такие курсы, как основы реставрации, архитектуры, рисунок. Главное преимущество подобного образования – его ориентированность на практику. Поэтому преимущественное значение придается производственной практике на базе мастерских училища. С первых дней пребывания в колледже ребята постигают различные виды традиционной ремесленной деятельности. Сегодня все более очевидной становится недостаточность традиционных форм обучения для полноценного развития и профессионального становления личности. Поэтому в колледже № 26 активно развиваются внешние образовательные пространства. Регулярной стала реставрационная практика студентов, во время которой они занимаются спасением реальных памятников деревянного зодчества. Интересен в плане создания условий для профессионального становления студентов-реставраторов деревянного зодчества опыт участия в проекте «Наследие». Ими воздвигнут рубленый храм в честь и память священномученика Алексия Сибирского, начаты работы по реставрации часовни вмч. Георгия Победоносца в деревне Большое Плоское Спировского района Тверской обл., ведутся исследовательские и иные работы на месте церкви Пророка Илии в Антроповском районе Костромской области. В рамках проекта проведены шесть фестивалей тра-диционных ремесел, социальных и предпринимательских проектов «Наследие». В проекте участвуют студенты вузов и колледжей, учащиеся общеобразовательных школ, ученые, педагоги, предприниматели, люди различных профессий из Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Вологды, Дубны, Магнитогорска, Южно-Уральска, Верхнеуральска Челябинской области, Тверской, Ивановской областей, из Украины.
Подобная практика не проходит для студентов бесследно. Первые профессиональные пробы, проведенные с осознанием значимости и полезности результатов деятельности, имеют колоссальное педагогическое значение. Получив опыт успешной, востребованной работы, студенты имеют все основания для организации собственного дела. Уже во время обучения в колледже или после его окончания многие из них становятся успешными предпринимателями.
Реставрационное отделение строительного колледжа № 26 – это не просто место, где учат нужным востребованным профессиям, но и реальное образовательное пространство, в котором происходит становление человека, знающего русскую культуру и способного трудиться ради сохранения и приумножения ее богатств.
Дмитрий Валерьевич Тузов.
Журнал «Ризница» №32, 2012 г.
Строительный колледж № 26