- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ящики для пожертвований
- Ювелирные изделия
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Об этом и многом другом с нашим корреспондентом беседовал настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов.
– Храм мц. Татианы – домовая церковь МГУ. В какой мере жизнь прихода связана с жизнью Университета?
– Современное законодательство не предполагает наличия религиозных организаций, которые были бы учреждены вместе с государственными учебными заведениями или являлись бы частью их структуры. Поэтому наше нахождение в Университете обусловлено, в первую очередь, территориальным положением храма в МГУ и традицией жизни главного вуза России, существовавшей на протяжении двух столетий, до революции. Но, конечно, взаимодействие у нас имеется – в тех областях, где есть общее понимание актуальности задач, которые храм и МГУ могут решать вместе. К тому же Университет – это целый город, да еще территориально разбросанный в разных частях Москвы, и для того, чтобы полноценно взаимодействовать, домовые храмы должны быть при каждом факультете. Но так вопрос, конечно, не стоит… Поэтому наша главная функция на сегодня – это, прежде всего, дать возможность богослужения и какие-то пути внебогослужебной жизни для студентов и преподавателей, которые только приходят к вере и для которых наш храм становится первым приходом,
а также для иногородних и иностранных верующих студентов, которые, приезжая в Москву и поступая в Университет, естественно, находят храм мученицы Татианы как домовый храм МГУ. Также речь может идти о людях, которые почему-либо сознательно выбирают наш храм как свой приходский дом, быть может, и не имея отношения к Московскому университету.
Совместных мероприятий с Университетом у нас не очень много, потому что масштабы наши несопоставимы. Но там, где возникает заинтересованность со стороны МГУ, мы стараемся оказывать посильное содействие или проявлять свою инициативу. Кроме того, мы выступаем в качестве передаточного звена в организации совместных действий Университета и Московской духовной академии. Например, можно вспомнить конференцию «Два с половиной века совместного служения России» для преподавателей и студентов Академии и Университета, которая проводилась к юбилею МГУ. Проводятся лекции университетских преподавателей в Академии, академических –
в Университете. Важное место в нашем взаимодействии занимает празднование Татьянина дня. Это – общеуниверситетский праздник, богослужебная составляющая которого является неотъемлемой и очень значимой его частью. Затем, бывают встречи со студентами и преподавателями тех факультетов, которые проявляют заинтересованность в общении. За последние годы у нас были такие встречи на факультетах государственного управления, иностранных языков, в Московской школе экономики, а также на ряде других факультетов Университета. Хорошее сотрудничество сложилось с Профкомом МГУ. В частности, этим летом он осуществил экспедицию по родным местам Ломоносова в Архангельской области, и мы приняли в ней посильное участие – оказали организационную поддержку этому мероприятию, которое я считаю очень важным. Нельзя умолчать о совместной работе с юридическим факультетом, с которым у нас подписан договор о сотрудничестве. Юридическая консультация, осуществляемая студентами этого факультета, функционирует в стенах храма на регулярной основе, пять дней в неделю и для студентов засчитывается как практика. Я считаю это весьма и весьма положительным опытом. Наконец, наше интернет-издание «Татьянин день» предполагает обращенность к студентам Университета, и большая часть редколлегии – это выпускники и студенты факультета журналистики и филологического факультета МГУ.
– Сильно ли православная молодежь середины 90-х годов – времени, когда ваш приход только начинал существование, отличалась от современной?
– Я думаю, некоторым образом отличалась, как отличается эпоха середины 90-х от эпохи конца нулевых годов XXI века. Конечно, романтизма и общецерковно-неофитской увлеченности в те годы было больше. Опыта было меньше. Иллюзий – больше. Казалось, что если все мы, православные люди, возьмемся за руки, то сможем свернуть горы: не обладая хорошими профессиональными навыками, создать школу; не учившись быть верстальщиками и корректорами, издавать книги; стать организаторами церковной жизни и так далее. В этом была наивность, которая часто приводила к крушению иллюзий и довольно непростым жизненным коллизиям, но в этом было что-то очень хорошее: доверие своей жизни Богу и Церкви, горение души и духа.
В силу разных объективных и субъективных факторов сейчас этого наблюдается, конечно, меньше: и время более прагматичное, и опыт определенного реализма накопился, с его плюсами и минусами, в том числе и с разочарованиями. И может быть, мы – те, кто работал с молодыми людьми тогда, – оказались не соответствующими тем идеалам духоносных отцов, вокруг которых зажигались бы сотни молодых душ. И я очень надеюсь, что новое, более молодое, чем мы, поколение священников сможет сделать больше и лучше в том, что касается работы с молодежью. Я надеюсь, что это у них получится.
– Сегодня некоторые миссионеры, пытаясь привлечь молодежь в Церковь, скатываются в модернизм. Как удается находить грань, чтобы избежать этого?
– Грань… здесь нет какой-то формальной линейки: вот тут модернизм, а тут какая-то холодность, схоластика и формализм. Для того чтобы не было ни того, ни другого, надо «держать руку на пульсе», при этом самому стараться молиться. Если не «отбывать номер», но сохранять какую-то покаянно-критическую искренность, то, наверно, все в той или иной мере будет получаться. Здесь у меня только один критерий: не искать формальных критериев; не считать, что по факту совершения что-то хорошо или плохо. Мы же знаем это из собственной духовной жизни: одна и та же молитва, прочитанная с одной и той же интонацией, за примерно одинаковое время, сегодня может быть горением духа, а завтра – биением воздуха. Абсолютно то же самое происходит и здесь.
– При храме мц. Татианы действует немало интересных начинаний. Расскажите о них, пожалуйста.
– При храме с 2002 года функционирует издательство, его работа ориентирована на выпуск учебной и катехизической литературы молодежного направления. Очень важное начинание – православный интернет-ресурс «Татьянин день» (www.taday.ru), цель которого – рассказать студенчеству и вообще молодежной аудитории о Православии, истории Церкви и страны, о жизни мира, города и Университета, выразить православную точку зрения на то или иное актуальное событие. О юридической консультации я уже говорил. Есть Школа духовного пения, которая в свое время выросла из воскресной школы, но теперь по уровню образования не отстает от государственных музыкальных школ. В ней, кроме всего прочего, преподаются необходимые церковные дисциплины, такие как литургика и церковно-славянский язык, например, что позволяет выпускникам становиться профессиональными певчими в церковных хорах. Кстати, есть там и отделение для молодежи.
Наш храм был инициатором создания высокопрофессиональной фотошколы «Позитив», которая существует уже два года и теперь является частью факультета журналистики и филологии Российского православного института святого Иоанна Богослова. Есть небольшой иконописный кружок при храме.
Кроме того, у нас есть группа волонтеров, которые занимаются социальным служением в Российском научном центре Рентгенорадиологии (РНЦРР). Там в одном из отделений проходят лучевую терапию дети с онкологическими заболеваниями, и наши ребята с ними занимаются. В этом году совместно с Даниловым монастырем мы организовали курс катехизических лекций для молодежи в Политехническом музее.
Стоит рассказать о миссионерских поездках, которые у нас проходят каждое лето, – правда, в минувшем году их не было, но мы приложим все усилия, чтобы они возобновились. В поездках наш миссионерский хор, состоящий из специально подготовленной молодежи нашего прихода, участвует в богослужении и потом дает миссионерский концерт для всех желающих. После этого мы свободно раздаем духовную литературу, общаемся с местными жителями. У наших поездок обширная география – Костромская область, Алтай, Якутия. Зачастую мы попадаем в такие места, где Литургия совершается раз в год, а то и реже. Люди и детей-то не имеют возможности покрестить – и мы крестим.
Бывают и паломнические поездки, которые, на мой взгляд, много значат, потому что люди, путешествуя вместе, устанавливают личные неформальные отношения, знакомятся ближе, сродняются. Миссионерская поездка сплачивает еще сильнее, потому что это – еще и общее дело, но совместное паломничество для прихода тоже вещь полезная. Надеюсь, мы и в дальнейшем непременно будем их организовывать.
– Чувствуется, что, в отличие от многих других приходов, на вашем немало сил вкладывается в то, чтобы сплотить людей.
– Я думаю, это очень важно. Потому что, если будет ядро людей, которые друг к другу неравнодушны,
и являются общиной в этом смысле, а не просто по факту того, что они стоят и молятся в одном храме, то к этому приходу потянется и душа человека, впервые зашедшего в церковь. Потому что всем нам хочется быть там, где люди друг друга любят, – ну хоть немножко!..
– Газета «Татьянин день» была одним из первых молодежных православных изданий современной России. А сегодня она существует лишь в сети Интернет. Это – стратегическое решение или вынужденное?
– Отчасти вынужденное, отчасти стратегическое. Если бы у нас были финансовые ресурсы на то, чтобы содержать две редакции, издавать газету адекватным тиражом хотя бы раз в две недели или, как минимум, раз в месяц… А также на то, чтобы наладить распространение, что катастрофически сложно и дорого, то мы бы содержали и печатное издание. Но поскольку средства у нас имеются в ограниченном количестве, то пришлось решать, тратить ли их на печатание и распространение с непонятным итогом и меньшей оперативностью реагирования на жизнь. И,
в общем-то, это издание было бы адресовано все той же церковной аудитории, потому что распространение осуществлялось бы по церковным и околоцерковным каналам. А можно примерно те же средства тратить на создание сайта, который мог бы платить сотрудникам, авторам, менять дизайн, регулярно обновляться и так далее. Да, решение было принято стратегически. И, поскольку сейчас трудно найти в большом городе молодого человека, который, будучи связан со сферой высшего образования, не умел бы пользоваться Интернетом и с какой-то регулярностью не пользовался бы им, решение это мне видится правильным. Хотя иногда бывает жаль, что нет печатного «Татьяниного дня». Презентационные номера, которые выходят по различным поводам, типа дайджеста, – вещь хорошая, но переходить в ближайшее время на регулярное печатное издание мы не планируем, просто нет такой возможности.
– Издание финансирует приход?
– Благотворители прихода. Некоторые прихожане,
которые имеют такую возможность, взяли на себя это бремя. Кстати, это еще одна из черт нашего прихода, благодаря которой мы медленно, но верно восстанавливаемся, – то, что у нас никогда не было (сначала не получалось, а потом мне показалось, что это правильно) значимых финансовых помощников извне.
– То есть, все ктиторы – это прихожане?
– Фактически да. Поэтому, с одной стороны, у нас меньше денег, с другой стороны, все проблемы решаются более понятным образом.
– То есть ктиторы, которые финансировали миссионерские поездки в Якутию, – это тоже кто-то из прихожан?
– Да, это наши прихожане. Это не то, что какой-то банк NN или миллионер Х пожертвовал деньги, мы никогда не искали грантов и спонсоров. Не знаю, может быть, это не вполне правильно, но пока получалось так, и для атмосферы это тоже что-то значит, на мой взгляд.
– В современном обществе сильно возросла роль Интернета, в т.ч., в сфере образования. Как вы считаете, насколько востребованы и перспективны дистанционные методы профессионального обучения (как в светской, так и в православной сфере)?
– Конечно, они очень востребованы. По большому счету, иногда сил и времени на транспортировку преподавателя к ученикам расходуется больше, чем на само преподавание, а можно было потратить то же время на лекционную работу. В свое время Учебный комитет организовывал проект дистанционного преподавания для провинциальных семинарий, но,
к сожалению, он просуществовал всего два года. Я считаю, что это была очень и очень правильная задумка. Не везде возможно обеспечить одинаково квалифицированные преподавательские кадры по всем дисциплинам. Возможность слушать ведущих профессоров центральных духовных школ для студентов провинциальных семинарий (слушать именно вживую, не диски) очень ценна. Диск можно послушать, видео посмотреть, книжку прочитать, но когда вы слушаете, да еще есть обратная связь, когда можно задать вопрос, хотя бы набрав его на компьютере,
и тут же получить ответ, – это очень большое дело. Если это каким-то образом удастся восстановить, это будет прекрасно. То же относится и к другим областям церковной жизни.
– Как вы полагаете, насколько важна роль православного Интернета для катехизации? Нуждается ли эта сфера в развитии и/или систематизации информации?
– Православное присутствие в Интернете… С одной стороны, многие плачут, что нас так мало, так мало, а с другой стороны – уже так много, что начинается конкуренция за не слишком широкий круг читателей православного сектора Интернета. Все толкаются из-за рейтинга: у кого он сегодня выше…
Я не думаю, что речь может идти о катехизации через Интернет в прямом смысле слова. Есть три формы обращения к пользователю. Во-первых, это библиотеки, где можно узнать уже очень многое, но для этого надо обладать предварительным знанием: знать, что искать. Во-вторых, есть возможность задать вопросы; эту потребность удовлетворяет ряд сайтов, в том числе и наш. Наконец, существуют православные интернет-СМИ, которые, может быть, не занимаются катехизацией напрямую, зато создают некий образ Православия и православного мировоззрения для человека, который этим интересуется. Я думаю, что в совокупности эти три сегмента на сегодня в Интернете наличествуют, их можно качественно и количественно улучшать, больше пропагандировать, но что еще тут можно придумать – я не очень представляю.
– Современные люди, особенно молодые, все меньше читают и все больше информации получают через Интернет. Причем чаще всего это – поверхностная информация: краткие пересказы вместо полноценных книг и т.п. Как вы полагаете, помогут ли решить эту проблему электронные библиотеки с хорошими книгами?
– Да, то, что люди получают информацию, но разучиваются читать – проблема. Правда, и раньше детишки пропускали описания природы, а следили за сюжетом у Гюго или у Толстого, но сейчас это становится более приметно. Электронная библиотека с хорошей книгой – несомненно, вещь полезная. Тут я не окажусь таким консерватором, чтобы сказать, что необходимо только перелистывать страницы и это единственный вариант чтения. Тогда можно было бы и к свиткам обратиться – разворачивать свиток еще приятнее…
А писать гусиным пером вообще, говорят, наслаждение для тех, кто умеет (я не умею, я и обычным кляксы ставил в школе). Я думаю, что наладонник с книжкой –
удобная вещь. И в ряде случаев он выручает. Я видел некоторых клириков Зарубежной Церкви (а ее у нас принять представлять очень консервативной), которые во время проскомидии доставали наладонник, где у них был… синодик. Что ж, это удобно, не теряется, в конце концов.
– Батюшка, а вы сами пользуетесь электронными библиотеками? Если да, то какими и вполне ли вы ими довольны?
– Пользуюсь, но не собственно библиотеками, просто умею находить необходимую мне информацию в Интернете. Художественную литературу я таким образом читаю нечасто (я ее вообще читаю не так уж много). Необходимая информация находится по-разному: где-то на личных сайтах, где-то через библиотеку… Есть прекрасная возможность пользоваться библиотекой Конгресса США. У нас ряд студентов делали научные работы, пользуясь Интернетом. Великолепную диссертацию по неотомизму защищал отец Дмитрий Кирьянов из Тобольской семинарии, сейчас она издана книжкой. Находясь в Тобольске, он пользовался крупнейшими мировыми библиотеками или выписывал книги, в том числе с платных ресурсов. А некоторые люди жалуются, что им не хватает источников. В этом смысле Интернет дает уникальные возможности для научной и научно-богословской работы, было бы желание им пользоваться.
Из тех ресурсов, которые у нас есть, www.pagez.ru – неплохая библиотека по богословию. Большую работу делает сайт www.bogoslov.ru, несомненно. Это динамично развивающийся ресурс с очень умным администрированием и все нарастающим объемом позитивного контента. Я думаю, что в области богословия он в ближайшее время станет ведущим ресурсом.
Беседовала Александра Бахманова.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Ризница» №22,