- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Интервью с о. Анатолием (Берестовым).
Часть первая. Химические зависимости, игромания.
Когда мы вошли в кабинет о.Анатолия, нам навстречу выбежала небольшая короткошерстная кошка.
- Это – потомственный крысолов, - пояснил батюшка. Когда мы въехали на Крутицкое подворье, здесь были полчища крыс. Чтобы победить их, мы и взяли котенка. Заперли его на ночь в кабинете. «Ну, - думаю, - что-то будет…» Утром приходим – а киска нас радостно встречает. Теперь у нее уже детки. А крыс на подворье больше нет.
По официальным данным МВД в России сегодня 3 – 5 млн. наркозависимых. В реальности эта цифра достигает, как минимум, 7 миллионов. И это число постоянно увеличивается. Сорок тысяч человек ежегодно погибает от «паленой» водки. На улицах городов, как грибы после дождя, возникают все новые павильоны с игровыми автоматами, вовлекающими молодежь в новую зависимость – лудоманию, которая, по оценкам специалистов, не менее страшна, чем наркомания. В этих условиях Душепопечительский Центр имени св. праведного Иоанна Кронштадтского, борющийся со всей этой нечистью, напоминает ту самую кошку, поселившуюся близ логова крыс. Одолеет ли? – С Божьей помощью…
- Батюшка, для начала расскажите, пожалуйста, об истории создания Центра. Как появилась такая идея?
- Я являюсь доктором медицинских наук, профессором. До начала 1996 года я был профессором кафедры нервных болезней педиатрического факультета Российского Государственного Медицинского Университета. В 1991 году, защитив диссертацию, я был назначен директором реабилитационного центра для инвалидов с последствиями ДЦП. С 1991 по 1993 год я возглавлял это уникальное лечебно-научное учреждение. В 1993 г. я принял монашество в Валаамском монастыре, и оставил должность директора, оставаясь, однако, профессором кафедры детской неврологии (я проходил послушание не на самом острове Валаам, а на Московском подворье обители). В то время по телевизору транслировались печально известные сеансы Кашпировского и Чумака. Работая на кафедре, я заметил, что люди, увлекавшиеся ими, не излечивались, а приобретали новые тяжелые заболевания. Я стал активно собирать случаи воздействия оккультизма на человека. В мае 1996 года вышла моя книга, в которой я показывал его страшное влияние не только на здоровье, но и на само бытие людей. Когда книга увидела свет, ко мне пошел огромный поток пострадавших. Мы организовали на подворье благотворительный медицинский кабинет, где сгруппировались православные врачи. Но центр на подворье не мог принять этого потока. Я не знал, что делать. Обратился к Святейшему Патриарху. Он благословил открыть душепопечительский центр здесь, на Крутицком подворье. С тех пор – с лета 1996 г. – мы приняли более двадцати тысяч лиц, пострадавших от оккультизма, около трех тысяч практикующих оккультистов (колдунов, астрологов, магов, рэйки), решивших порвать со своим страшным делом. Оккультизм непосредственно связан с инфернальным – бесовским – миром, а от бесов человек не может получить ничего хорошего. Поэтому у нас и появилось такое огромное количество людей, поврежденных и духовно, и соматически (телесно). Мы оказываем им духовную, психологическую и медицинскую помощь, реабилитируем их и вводим в Церковь через чин отречения от оккультизма. Мы проводим катехизацию: изучение Евангелия, Закона Божия, много занимаемся с ними. Так и организовался наш центр. А с лета 1998 года мы стали помогать и наркозависимым. Случайно ли? – Нет, не случайно. Дело в том, что в 1998 году мы приняли большой поток молодых людей, вышедших из разных сект и оккультных течений, - наркоманов. Так перед нами встал вопрос о реабилитации наркозависимых. Но в России в то время была только одна реабилитационная программа – «12 шагов», американская. Я подробно изучил ее, был во многих терапевтических сообществах и пришел к выводу, что эта программа нам не подходит. Она ориентирована на западного человека, не учитывает русский менталитет и духовность. Поэтому мы составили свою программу, ориентированную на принимающих Православие, стали работать по ней. И программа заработала настолько эффективно, что в это даже трудно поверить: практически все люди, принимающие веру в Бога, кончают с наркотиками. Общий процент вывода из наркотизации в нашем Центре – 85%. Но есть некоторые группы – по 20, 30, 40 человек, где все 100% участников вошли в состояние трезвости и удерживаются в нем уже много лет. Кстати, практически все люди, проходившие реабилитацию в 1998 и 99 годах – их около 250 человек – стали здоровыми. Но из кого же состоят те 15%, которым реабилитация не помогла? – Это те, кто либо не принял Православие, либо отошел от него впоследствии.
- Расскажите, пожалуйста, о Вашем методе реабилитации наркоманов.
- Метод основан на принятии человеком православного мировоззрения. На первом этапе мы выводим пациента из наркотизации с помощью обычных медицинских методов детоксикации. По договоренности с Департаментом Здравоохранения Москвы, мы укладываем их в наркологические отделения больниц. Там они находятся около месяца и впервые встречаются со священником. Батюшка проводит беседы, служит молебны, исповедует. После больницы пациенты приходят к нам в Душепопечительский Центр и мы проводим комплексную реабилитацию. В комплекс входит активное воцерковление, участие в литургической жизни. У нас работает группа катехизаторской помощи из бывших наркоманов, которые вылечились и теперь учатся в Свято-Тихоновском Богословском университете, на педагогическом факультете. Их помощь просто неоценима, с ней не могут сравниться даже профессиональные психологи. Это понятно: «свояк свояка видит издалека», они быстро находят общий язык со своими сверстниками. Затем, у нас имеется кабинет биологической обратной связи. Там работают прекрасные психологи. С помощью компьютера, считывающего различные параметры работы организма, они показывают больному его состояние. И учат пациента самостоятельно регулировать его, наблюдая за результатом на экране.
- Как это?
- Например, мозг посылает в компьютер импульсы, показывающие, что человек находится в унынии, депрессии. А психолог подсказывает, как себя настроить, чтобы изменить дурные показатели. Тут имеются специальные методики, используется музыка, видеоряд. Особенно хорошо действуют иконы и православные песнопения – они просто на глазах выравнивают деятельность мозга. Классическая музыка и картины тоже помогают, но намного слабее. А вот когда мы попытались включить тяжелый рок – наступила такая дизритмика мозговой деятельности, что мы опасались развития эпилептического припадка.
- А какие еще, помимо наркомании, существуют опасности для современной молодежи?
- Лудомания – игровая зависимость – очень тяжелая проблема. В России уже, минимум, полтора миллиона игроманов. Посмотрите, с какой скоростью распространяются игровые автоматы…
- И как быстро возникает игровая зависимость?
- Некоторым достаточно постоять у игрового автомата два часа. Это зависит от психологического склада человека. Азартные по характеру люди привыкают очень быстро. А лудомания – настолько тяжелое психологическое заболевание, что на последней стадии она вовсе не поддается медицинскому лечению. До последнего времени нам не удавалось вернуть к нормальной жизни ни одного лудомана. Только в этом году, когда мы составили группу из священника, психотерапевта, врача, и стали серьезно изучать это явление, мы стали помогать лудоманам. Сейчас нам удалось вылечить 15% наблюдающихся у нас игроманов. Еще 15% находятся в стадии выздоровления.
- Чем лудоман отличается от человека, который просто любит играть?
- Перестраивается весь образ жизни. Лудоман «зацикливается» на игре. Он теряет интерес к семье, работе, обществу. Даже физиология такого человека меняется. Проходя мимо игрового автомата, даже не видя его, он чувствует сердцебиение. То есть, игроман воспринимает автомат периферическим зрением, или на слух, когда мы бы и не заметили его. Мы провели исследование и разработали гипотезу патогенеза развития лудомании на мозговом уровне. Если она подтвердится – мы научимся выводить людей из лудомании.
- Может ли священник «в домашних условиях», на приходе, где нет компьютеров и специально подготовленных врачей, помочь, например, страдающему алкоголизмом?
-
Пьющему можно помочь, если он сам проявляет желание стать трезвым. Если оно есть, то батюшка может помочь – путем усиленной, индивидуальной работы с этим человеком. Мы помогаем алкоголикам. Но, пока мы работали с ними вместе наркоманами – оставляли пьянство 33%. Теперь, когда мы выделили пьющих в отдельную группу, эта цифра приблизилась к 90%. Вот каковы возможности Церкви. Батюшки могут многое сделать. В их арсенале такие мощные средства, как проповедь, исповедь, Причастие, личные духовные беседы, беседы с родными - созависимыми. Главное – не бросать пришедших людей без контроля, а постоянно работать с ними. А то придет пьяница к священнику, тот поговорит, поисповедует, причастит – и отпустит на все четыре стороны. Нет, нужна большая духовная работа, дорогие батюшки! Таких людей надо держать в напряженном духовном тонусе! Вот мы, например, алкоголиков и наркоманов исповедуем и причащаем еженедельно. И иногда дело доходит до смешных случаев. Наркоман, скажем, 25 лет, здоровый парень. И он настолько поверил в исповедь, в Причастие… А уже пора его немножко от себя отпускать, давать ему знать: «дорогой мой, прекрати уже постоянно совершать одни и те же грехи! Вот мы тебя уже почти два месяца каждую неделю причащали – а теперь ты за грехи будешь наказан». Он смотрит на Вас широко раскрытыми глазами: «как, я сегодня не буду причащаться?!» - «Нет, голубчик, не будешь». И у него – слезы из глаз… Вот видите, какую силу имеем мы, священники. Особенно важна первая исповедь. Это совет священникам: уделите первой исповеди пьяницы или лудомана особое значение. Например, я уже во время первой исповеди вижу: кто легко отойдет от наркотиков или пьянства, с кем придется серьезно поработать, а кто и вовсе не поддастся. Иногда после первой исповеди происходит то, что я условно называю «эффектом отмычки». Зависимость от наркотиков, пьянства, или игромания просто исчезает. Это случается не всегда, но достаточно часто. То есть, благодать Божия, действующая через Таинства, как отмычка, открывает любой «замок». Поэтому повторяю еще раз: батюшки, уделите особое внимание первой исповеди, не пожалейте времени и сил!
-
Батюшка, скажите, а ведется ли у Вас сотрудничество с государством?
-
Да, мы сотрудничаем с Департаментом Здравоохранения Москвы, с Федеральной службой Госнаркоконтроля – с отделом профилактики. Я очень рад, что Президент В.В. Путин организовал этот отдел: впервые этот орган стал не только репрессивным, но и профилактическим. В прошлом году совместно с этим отделом мы организовали всероссийскую акцию – автопробег Москва – Владивосток. Бывшие наркозависимые, ребята, которые уже по 4 – 6 лет являются здоровыми людьми, прошли это расстояние – одиннадцать с половиной тысяч километров.
-
А каковы Ваши планы на будущее?
-
Очень большие. Мы имеем Попечительский совет, в который входят такие высокопоставленные государственные лица, как полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, председатель Федеральной службы Госнаркоконтроля Черкесов, мэр Москвы Ю.М. Лужков и другие. И этот Совет постановил построить большой современный реабилитационный центр с двумя храмами. Кроме того, мы уже строим в Люблино профилактический отдел нашего Центра. По существу, это будет всецерковный научно-методический центр профилактики наркомании и других зависимостей. В юго-восточном округе Москвы мы уже проводим профилактику наркомании среди трудных подростков, и довольно успешно. Открываем реабилитационные центры в разных городах России. Кроме того, в будущем году мы планируем провести всероссийскую конференцию, название которой будет звучать приблизительно так: «Государство, общество, бизнес – против наркомании». Мы хотим привлечь бизнес, который, как и все общество, страдает от наркомании, к борьбе с этой проблемой. Мы хотим показать бизнесменам, что они могут оказать огромную помощь России: в частности, материальными средствами. Например, мы предполагаем создать фонд борьбы с наркоманией. И, если бы деловые люди согласились наполнить его своими деньгами – мы могли бы помогать из него тем же государственным органам, давая им средства, так необходимые для борьбы с наркомафией. Могли бы развить сеть реабилитационных центров, подобных нашему, направить часть финансов на профилактическую работу. Кроме этого, нами составлена концепция профилактики наркомании в России. Ее одобрил Патриарх, поддержали и некоторые видные государственные деятели. Когда Святейший подпишет эту концепцию, он передаст ее в государственные органы. Мы ставим целью одухотворение всего общества. Ведь сегодня мы находимся в состоянии распада духовности, и именно это – главная причина алкоголизма, наркомании, проституции и других нравственных пороков общества. И – причина падения рождаемости, страшного демографического кризиса. Наша концепция предлагает и увеличение рождаемости. Мы рассматриваем не только духовные, но и политические, экономические вопросы и предлагаем государству способ их решения. Примет ли оно наше предложение – я не знаю. Но недавно Президент предложил Государственной думе рассмотреть вопрос о монополизации производства и продажи спирта – а это как раз заложено в нашей программе.
-
Ваш прогноз на будущее: есть ли шанс, что люди в России обратятся к Православию и переживаемая нами катастрофическая ситуация исправится?
-
Я полагаю, что многое зависит от наших верховных правителей. Если Президент проявит политическую волю, возьмет в свои руки контроль за борьбой с наркоманией и ее профилактикой, заставит бороться все правительственные и неправительственные структуры – то шанс на спасение у России есть. Если Церкви будет разрешено преподавать духовные предметы в школе – шанс есть. Но тут выступают определенные нездоровые силы – так называемые правозащитники, которые активно выступают против этого – даже против преподавания Основ Православной культуры. Те же правозащитники стимулировали принятие страшного постановления Правительства РФ №231, которое фактически легализовало наркоманию. Теперь каждый может носить в кармане до одного грамма героина. Это постановление было пролоббировано через Министерство Юстиции «правозащитниками». А после его принятия число погибших от наркомании сразу возросло на 60%: с 70 до 112 тысяч человек в год. В некоторых же регионах эта цифра выросла на 800%. Так что, мы с «правозащитниками» на разных полюсах. Они наносят удар по России, а мы спасаем молодежь.
Беседовала Елена Сергейчук.
Читайте в следующих номерах ЦТУ продолжение интервью с о. Анатолием, посвященное проблемам оккультизма.
Русиздат - ORTOX