- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Один из древнейших приемов, применяемых при создании иконы и для украшения храма - золочение. Золото в иконе позволяет почувствовать сияние Бога и Великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Раскроет секреты мастерства руководитель иконописного центра "РУССКАЯ ИКОНА - 21 ВЕК" Вениамин Алексеевич Рыщенков, председатель Московской гильдии иконописцев.
Когда появилась традиция покрывать позолотой храмы и иконы?
Золочение - одно из древнейших ремесел в истории человечества, потому что золото - один из первых металлов, ставших известным человеку. Вот и на святой Руси, с ее древнейшими культурными традициями, без золочения немыслимы ни один храм ни одна православная икона. Русские украшения и предметы домашнего обихода, выполненные из золота, известны с давних времен. В летописях XII века часто упоминается великий князь Андрей Боголюбский, украшавший драгоценным металлом церкви. А ранее, по свидетельству Лаврентьевской летописи, в Киеве была вызолочена по повелению князя Святополка (Михаила) Изяславовича церковь св. Михаила, за золоченые купола получившая название Златоверхой. Все работы по золочению производились русскими мастерами.
Что такое "сусальное" золото и где его применяют?
Золото - химический элемент I группы периодической системы элементов Менделеева. Это металл с устойчивым блестящим красивым желтым цветом, тяжелый, мягкий, очень пластичный и тягучий, обладает хорошей отражательной способностью, хорошо проводит тепло и электричество. Не окисляется на воздухе, устойчиво при воздействии на него влаги, не реагирует со щелочами. Растворяется в смеси соляной и азотной кислот (царская водка). В чистом виде используется очень редко из-за невысокой твердости и прочности. Золото, откованное в тонкую фольгу, носит название — "сусальное" золото. Термин "сусальное золото" происходит от слова "сусаль" - лицо, лицевая сторона.
Помимо иконного дела сусальное золото применяется для оформления книг, миниатюр, скульптур и тканей, используется в архитектуре. Существует видимая разница производства сусального золота в России и в Европе. В России сусальный лист выпускается размером 91.5 х
Различные цветовые нюансы заставляют золото “играть”. Разным по тону золотом пользуются иконописцы и реставраторы. Качество золота в Европе определяется каратностью (24 карата- 100%-е содержание золота), а в России — пробой.
Сусальное золото в России и в Европе продается в двух основных разновидностях: "свободное" и "закрепленное" или "патентованное". "Свободный" сусальный лист, подходящий для всех видов и способов золочения, наиболее популярен и традиционен в России. Он легко перемещается из книжки специальной кистью (лампемзель или лапка) или деревянным пинцетом. Другая форма сусального золота - патентованный лист, выпускаемый в Европе для архитектурного золочения. Лист закреплен на специально подготовленной вощеной бумаге.
Патентованное сусальное золото подходит для золочения "на мордан". Однако, оно не подходит для золочения "на полимент". Но у патентованного золота есть одно великолепное свойство: пока лист золота не будет прижат к поверхности, он не может соскочить с бумаги даже при сильном ветре, - и на больших поверхностях работа будет проходить без потерь драгоценного металла.
Расскажите о древних способах золочения. Какие из них применяют сегодня?
Успешное золочение зависит не только от качества сусального золота, но и от мастерства позолотчика. Существует несколько способов золочения, например, в старину церковные купола золотили особым способом, который называли "огневое золочение".
Огневое золочение - наиболее древняя техника золочения. Восточные славяне были знакомы со способом составления золотой амальгамы (из сплава золота с ртутью) и покрытия ею серебряных и бронзовых изделий. Работы по получению амальгамы и ее последующему нанесению на изделия были чрезвычайно вредны, вызывали тяжелые отравления. Так, при золочении куполов Исаакиевского собора 1838-1841 года, от действия паров ртути (сулема) погибло 60 рабочих. Несмотря на чудовищную вредность, этот способ идеален для архитектуры, так как гарантирует прочность покрытия на сотни лет. Пример тому - Успенский собор в Кремле, где золотое покрытие держится с 1895 года. Огневое золочение - это не только прочное покрытие и красивый металл, но и очень хорошая защита, которая способна даже при нынешней экологии больших городов и "кислотных" дождях сохранять свои качества и отражающую способность.
Сегодня иконописцы в своих работах применяют два основных метода золочения. Первый называется "на полимент" или "водяной". Этот интерьерный способ золочения применяется не только в иконописи, но и в отделке рам для картин и киотов. Полиментом называют сложно приготовленную смесь, состоящую из глины и клея, на которую наносится сусальное золото.
Способ золочения на полимент еще называют "русским" или "на водку" — водка используется самая настоящая. Водка обеспечивает ровность нанесения золота. Утопленное в водке золото "горит", становится "жирным", то есть выглядит так, словно за тонким сусальным листком еще несколько сантиметров золота. Второй, самый распространенный, способ золочения называется "масляным". На подготовленную отшлифованную поверхность левкаса наносится специальный лак — мордан. Существуют три разновидности лака, различающиеся по скорости высыхания: часовой, трехчасовой и двенадцатичасовой. Покрытые морданом купола стоят несколько десятилетий. В качестве примера современного способа золочения сусальным золотом на лаке мордане можно назвать шпиль центрального павильона ВВЦ в Москве вызолоченный в 1952 году. При этом способе золочения нанесенный на поверхности лак через определенное время высыхает и достигает стадии "отлипа" - начинает скрипеть под пальцами. На лак наносится сусальный лист, который прилипает к нему. Затем лист полируется ватой, кистью или капроновым чулком.
Помимо двух основных методов существуют другие способы золочения, которые применяют иконописцы. Один из древних русских способов называется "чесночным". Из долек свежего чеснока механическим путем получают сок. Сок наносится мягкой кистью на подготовленную поверхность ровным слоем, ему дают просохнуть, когда он высохнет, его полируют. Затем слой увлажняют дыханием, сусальное золото переносят на поверхность и прижимают тампоном через слой кальки или папиросной бумаги.
Через 10 минут после нанесения появляется "отлип", сохраняющийся в течение 48 часов, и позолотчик может золотить поверхность без длительных перерывов. Существуют современные униполименты. Униполимент делает возможным перенесение водяного золочения на архитектуру. Он сохраняет свойства масляного золочения, но при этом обладает блеском водяного золочения. Золотить на униполимент довольно сложно, поэтому чаще его используют для выделения деталей (нимба на иконе, орнамента), а не покрытия больших поверхностей.
Также для покрытия иконы использовалось сусальное серебро, которое после покрытия янтарным лаком приобретало необыкновенно светящийся золотистый оттенок (техника хохломы).
Когда художник иконописец прописывает золотом складки одежды, такая техника письма называется "пробела инакопью", он использует для этого "творёное золото". Творёное золото приготавливают из сусального золота путем растирания.
На Руси наряду с плоскостным золочением существует способ украшения золотой чеканкой фона и полей иконы. Это резьба и чеканка по левкасу (иконному грунту). Специальными резцами ювелирно тонко наносится рисунок травы, цветы, звезды и русская вязь.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковные товары и услуги» №2,