- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Не существует какого-либо единого «рецепта» при выборе схемы развески колоколов. Для того чтобы решить столь творческую задачу, специалисту требуется одновременно учитывать множество условий. В этом материале мы попытаемся обобщить основные критерии, определяющие порядок развески колоколов.
Критерии для планирования развески колоколов:
1) Акустический
Специалисту необходимо представить себе общую картину распространения звука от колоколов. Иногда приходится даже походить вокруг колокольни и мысленно представить, какие именно колокола будут расположены с каждой стороны. Ведь стоит только отойти немного в сторону, и картина восприятия звона может существенно измениться: часть колоколов будут скрыты за пилонами колокольни, другие окажутся напротив слушателя. При дальнейшем движении картина вновь изменится. Расположение колоколов должно быть таким, чтобы их звон «сопровождал» людей, входящих в храм и выходящих из него.
Бывает так, что во время трезвона прихожане слышат только свист от неуместно близко расположенной трели, а в это время благовестник «надрывается» в соседнем проеме колокольни, спрятанный за пилоном. В таком случае нечего пенять только на низкое качество колоколов – следует обратить внимание именно на их развеску.
Иногда пишут, что низкие частоты колоколов якобы огибают препятствия. Не нужно этим обольщаться при оборудовании звона: любое существенное препятствие на пути распространения звука приводит к неизбежному снижению звукового давления. Колокол будет наиболее отчетливо слышен там, откуда его видно или откуда видно проем, в котором (за которым) он находится. Следует уделять особое внимание выбору колоколов для расположения их над входом в храм. Оно должно быть наиболее «выигрышным» с точки зрения благозвучия. Вспомним, например, о звоне при архиерейских богослужениях. Колокольный звон является самым первым приветствием храма при встрече владыки, он должен ос-тавлять по себе благоприятную памя-ть и после архиерейского отъезда.
2) Музыкально-гармонический
Часто колокола на колокольне не представляют собой единого стройного подбора. Некоторые из них «противоречат» друг другу, не согласуются в общем звоне. Отдельно следует сказать о колоколах малого веса: среди них могут попадаться дублирующие друг друга, иногда резкость звучания одного колокольчика перебивает звук соседних колоколов подобного веса. И здесь многое также зависит от грамотно выбранной схемы развески. Иногда звонари формируют даже несколько альтернативных групп зазвонных колоколов. Развеска средних колоколов также предполагает множество вариантов. Некоторые колокола необходимо располагать только в противоположных зонах колокольни, а совсем неподходящие могут быть и вовсе отставлены от звона.
Итак, не всегда достаточно только «развесить колокола по порядку». Хотя в общем случае действует правило: относительно расположения звонаря колокола располагаются так, чтобы наиболее высокие по звучанию были справа от звонаря, а наиболее низкие – слева. Надо стараться соблюдать последовательность, при которой колокола все более низкого тона были бы расположены друг за другом. Такой звукоряд поможет звонарю избежать неожиданностей при управлении подзвоном. Впрочем, в свете вышеизложенного, такая последовательность колоколов является рекомендуемой, но не обязательной.
3) Конструктивный
Расположение колоколов определяется наличием колоколонесущих балок на ярусе звона и схемой их расположения. Если колокольня старой постройки, то чаще всего уже невозможно менять расположение балок или монтировать новые. На многих старинных колокольнях балки расположены очень замысловато. Это и перекрестья, и распорки, и проемные балки, и несущие тяги-связи. Во всем этом следует тщательно разбираться, как бы читая замысел строителей и архитекторов. И согласно увиденному определять расположение колоколов. Если же колокольня только проектируется и никаких балок еще нет – здесь ответственность за будущее удобство ложится именно на специалиста-звонаря, который обязан подсказать проектировщикам, какие балки должны быть предусмотрены и где им следует находиться.
4) Архитектурный
Колокольня или звонница является неотъемлемой частью храмового архитектурного ансамбля. Специалист по развеске должен обладать художественным вкусом. Хаотичное расположение колоколов вызывает ощущение захламленности яруса звона и вовсе не украшает церковное здание. Качественно оборудованный звон красив и внешне, само расположение колоколов имеет существенную архитектурную выразительнос-ть. Например, надо стараться, чтобы колокола в проемах колокольни располагались по их центральной оси.
5) Ландшафтный
Дороги вокруг храма, различные жилые и нежилые строения, реки и многое другое – все это должно влиять на порядок расположения колоколов. Внимательность при планировании развески позволит в будущем избежать многих проблем – например, конфликтов с жильцами соседних домов (у которых колокол почему-то оказался прямо напротив окна). Колокольный звон должен наполнять окружающее пространство, но не быть источником раздражения для окружающих. Не менее важный вопрос – дальность распространения звона. Она также может зависеть от грамотного расположения колоколов, с учетом окружающей ланд-шафтной обстановки.
6) Звонарский
Звонарю должно быть удобно при исполнении звона. Выбор расположения колоколов – первый шаг в разработке всей системы управления звоном. Чаще всего, при нелогичном распределении колоколов на колокольне, приходится вести сложную и запутанную систему тяг и оттяжек, чтобы звонарь управлял всеми колоколами. Увы, в некоторых случаях одного звонаря становится недостаточно. Разумеется, если во время трезвона необходимо раскачивать в оба края язык благовестника весом пять тонн и более, необходим второй звонарь. Во всех других случаях следует добиваться, чтобы звон мог производиться одним человеком. И здесь схема развески колоколов имеет решающее значение, наравне со схемой расположения тяг колокольных языков.
Мы надеемся, что перечисление здесь основных критериев для развески колоколов поможет в ситуации, когда нет возможности пригласить опытных звонарей и необходимо принимать решение о развеске колоколов самостоятельно. И все же в большинстве случаев мы можем посоветовать: обращайтесь к специалистам! Большой опыт по развеске колоколов на российских колоколонесущих сооружениях накоплен в Обществе церковных звонарей.
Константин Александрович Мишуровский.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Строитель» №35,