Флоренция… Город в сердце Италии, неразрывно связанный с ее историей и культурой, возросший в католицизме… Однако не всем известно, что именно в этом городе вот уже более ста лет регулярно служится православная Литургия, радует взоры верующих русский храм, не закрывавшийся и в годы, когда в России крушило церкви безбожие. Настоятель храма, о. Георгий Блатинский, любезно согласился ответить на вопросы нашего корреспондента
- Расскажите, пожалуйста, об истории храма. Как во Флоренции появилась православная церковь? И почему именно в этом городе?
Храм Рождества Христова и Свт. Николая Чудотворца во Флоренции – это первый русский православный храм в Италии. Идея его постройки впервые была предложена в начале 70х годов XIX века старшей сестрой императора Александра II вел. княгиней Марией Николаевной, которая с 1863 по 1874 год жила на вилле Кварто во Флоренции. Она высказала эту просьбу митрофорному прот. Михаилу Орлову, служившему тогда при посольской церкви во Флоренции (Тосканское графство имело дипломатические отношения с Российской империей). Идея пришлась по душе русской колонии, так что, в конце концов, началась организционная деятельность в этом направлении. О. Михаил вскоре скончался, а на его место прислали выпускника СанктПетербургской Духовной Академии прот. Владимира Левицкого, который с особым энтузиазмом взялся за дело. Возник проект храма. Известно, что Флоренция – это город, где проходил ФеррароФлорентийский собор (1438–1445), на котором, как считает Католическая церковь, была подписана уния православных с католиками. Между тем, согласно православному пониманию, она заключена не была, так как решения любого Собора должны быть приняты всей Церковью, а Православная церковь, в лице Русской церкви, например, этих решений не признала. Не говоря уже о том, что один человек, митрополит Эфесский Марк, который в тот момент и выражал истину Православия, унию во Флоренции не подписал. Его выступления по поводу всех спорных вопросов, начиная от Чистилища и кончая filioque, совершенно безукоризненны. Не вызывало никаких сомнений, что святой Марк Эфесский защищает Истину, ибо оппонентам нечего было противопоставить ей. Как развивались события в самой Византии после подписания унии, можно ознакомиться в только что вышедшей в серии «Византийская библиотека» замечательной книге диак. Александра Занемонеца «Иоанн Евгеник и православное сопротивление Флорентийской унии» (Алетейя, СПб, 2008). И, конечно же, о. Владимир очень хотел, чтобы в городе, где была «заключена» уния, стоял православный храм. «Во утверждение Православия», как он говорил, понимая под этим, что само присутствие православного храма в городе унии подчеркивает, что истина Православия не понесла урона. Однако потребовалось долгих 25 лет для того, чтобы от проекта храма перейти к строительству. Вопервых, нужны были немалые деньги, вовторых, как всегда, длительные согласования. Послом России в Риме в то время был протестант барон Искуль, который, когда Министерство Иностранных дел запросило его о необходимости храма, ответил: колония маленькая, храм не нужен. И только когда послом стал Александр Иванович Нелидов, человек православный, он не только одобрил идею возведения церкви, но и сам всячески способствовал ее реализации. Двупрестольный храм построили в рекордные по тем временам сроки – за четыре года. Строительство начали в 1899 г., а уже в октябре 1902 г. освятили нижний храм во имя Свт. Николая. Иконостас, иконы и внутреннее убранство его – все это было раньше в домовой церкви Демидовского имения СанДонато, к сожалению проданного в марте 1880 года. А 8 ноября 1903 г. состоялось освящение верхнего храма в честь Рождества Христова. Католические священники по «понятным» соображениям на нем не присутствовали, зато были протестанты, а также русские моряки с крейсера «Ослябя», стоявшего в это время в Ливорно. У нас сохранился небольшой документальный фильм 1903 г., запечатлевший освящение храма, крестный ход. Так что когда в 2003 г. мы праздновали столетие, на открытии трехдневных торжеств в знаменитом флорентийском Палаццо Векьо мы этот фильм показали, а на следующий день был уже наш крестный ход. Помимо архиерейского богослужения 8 ноября, в день освящения, состоялась также двухдневная международная конференция, на которой было немало интересного. Так, я впервые узнал интересный факт, что, когда художник М. Нестеров получил заказ на роспись КнязьВладимирского собора в Киеве, он приехал во Флоренцию и две недели пробыл в этом городе, ходил по музеям. Потом отправился в Киев, где вместе с другим известнейшим русским художником В. Васнецовым возглавил продолжавшиеся почти десять лет работы по росписи собора. Несколько лет спустя именно один из участников расписывавшей КнязьВладимирский собор группы художников, П. С. Шарварок, оказался главным по настенным росписям храма во Флоренции.
- А есть ли в убранстве храма какие-то особенности, укорененные в культуре Италии?
Я бы сказал, особенности, укорененные в местной культурной традици. Так, в постройке широко использовался мягкий камень pietra serena, позволивший придать храму такой изящный, можно даже сказать воздушный вид. Увы, камень этот сейчас очень быстро деградирует и, если мы не примем срочных дорогостоящих мер по его укреплению, то рискуем потерять весь наш архитектурный декор. Потом майолика знаменитого предприятия Cantagalli, так «порусски» украсившая храм. Церковная ограда, выполненная в Пистое фирмой Michelucci, по сей день являющаяся непровзойденным произведением искусства для всего города. Кроме того, есть, на мой взгляд, еще один очень интересный момент, касающийся внутреннего убранства. И здесь вспомним факт посещения Нестеровым Флоренции накануне своей работы в Киеве. Все мы знаем знаменитый образ Святой Троицы, написанный прп. Андреем Рублевым. А на западе, оказывается, было свое изображение Троицы, очень популярное в XIV – XV веках. Образ волнующий, проникающий в душу. Это Св. Троица знаменитого итальянского художника Мазаччо (1423 – 1425), которая находится в храме Санта Мария Новелла. Представьте: большое Распятие, на Котором Спаситель, сзади и над Ним – Бог Отец, поддерживающий двумя руками Крест (!), и сходящий от Отца к Сыну Дух Святой, в виде голубя. Как бы «вертикальное» решение образа Святой Троицы. Так вот, в нашем храме как своеобразное эхо Троицы Мазаччо – и здесь, я уверен, не обошлось без М.В. Нестерова, – в качестве заалтарного образа Спаситель, изображенный во весь рост выходящим со Святыми Дарами. Наверху, над Ним – Бог Отец и Святой Дух в виде голубя, исходящий от Отца. Тоже вертикальное решение образа Троицы, наверняка, навеянное «Троицей» Мазаччо, являющееся Нестеровским православным ответом на нее: Спаситель, уже воскресший и несущий людям вечную жизнь – Св. Дары.
- Но все же, наверное, сильнее всего – духовная связь с Россией?
Да, начиная с того, что храм наш построен в характерно русском, так называемом московскоярославском стиле по проекту М. Преображенского, который потом строил храмы в Ницце, Софии, Таллине, БуэносАйресе, в Пюхтицком монастыре. Кроме того, прославленная в лике страстотерпцев Царская Семья подарила для верхнего храма беломраморный иконостас, который был выполнен в генуэзской мастерской Джузеппе Нови. Эту мастерскую выбрали потому, что незадолго до того в ней был изготовлен мраморный иконостас для ХраманаКрови в СанктПетербурге.И М. Преображенский, знавший об этом и видевший его, обратился снова в мастерскую Нови с заказом для нашего храма. Так что неудивительно, что эти два иконостаса очень похожи. Духовная связь нашего храма с Россией самая тесная, ведь все небесные покровители Царской семьи (на 1903 г.) у нас представлены на иконостасе, и мы на каждой литии поминаем поименно всех Царственных страстотерпцев. Добавим к этому еще, что в нашем храме хранится великая святыня – крест семьи Романовых. Он принадлежал еще патриарху Филарету – отцу государя Михаила Феодоровича. В этом кресте собирались святыни: частица Древа Животворящего Креста Господня, частицы мощей угодников Божиих: апостола Иакова, Брата Господня, ап. Иакова, брата Иоанна Богослова, Свт. Николая, вмч. Пантелеимона – всего около 50 частиц. Этот крест хранился в семье Романовых до Петра I, вернее, до того момента, как он заточил свою первую супругу, Евдокию Лопухину, в монастырь, и она, видимо, забрала его с собой. В 1922 году этот крест передал нашему храму супруг скончавшейся здесь, во Флоренции, женщины, которая была потомком той ветви Лопухиных. Интересно, что Романовы еще при Петре I хватились пропажи и заказали такой же крест. Только по веяниям того времени украсили его драгоценными камнями. В него тоже стали собирать святыни, там уже гораздо больше частиц мощей русских святых. В нашем же кресте от русских угодников Божиих только частицы мощей царевича Димитрия и прав. отрока Артемия Веркольского. Второй крест, принадлежавший Царской Семье, вынесла на себе одна монахиня, посетившая Царственных мучеников во время их заточения. Эту святыню носил сам государь. Когда строили ХрамнаКрови в Екатеринбурге, крест принесли туда, и сейчас он находится в монастыре на Ганиной Яме. У нас есть мечта совершить паломничество в Екатеринбург с тем, чтобы положить эти два креста рядом и таким образом впервые воссоединить расколотую отступлениями и революцией духовную историю семьи Романовых. И, конечно же, отслужить там Литургию и молебен Царственным мученикам. И еще одну интересную деталь я хотел бы добавить. Те, кто посещает наш храм, удивляются, почему на двух пилонах напротив алтаря оставлены по два пустых места. «Оказывается» – так мы решили! – прот. Владимир Левицкий «пророчески» оставил их, чтобы мы могли написать образы прославленной Царской семьи напротив своих небесных покровителей. Рядом с государем и царевичем, на втором месте справа, мы хотим поместить образ прп. Серафима, который в немалой степени был прославлен изза настойчивого желания царямученика. А рядом с государыней и вел. княжнами, на последнем, четвертом месте, хотим написать прмцу. вел. княгиню Елисавету – она была в нашем храме в 1911 году и оставила фотографию с дарственной надписью. Таким образом, вы видите, что храм имеет особую русскую духовную историю. Кроме того, он никогда не закрывался, так что двуглавые орлы, украшающие ворота ограды церкви, зорко глядящие на Восток и на Запад, никогда их не покидали.
- Много ли в Италии православных христиан?
Православных в Италии немало – особенно много приезжает с Украины и из Молдавии. Так как часть Молдавии была присоединена к СССР только в 1940 году, молдаване сохранили традиционное религиозное воспитание, практически все они в Церкви. В Италии в разных городах действует уже более 20 молдавских приходов. Во Флоренции молдавского храма нет, поэтому часть молдаван ходит в румынскую церковь, но, так как в ней служат по новому календарному стилю, большинство молится в нашем храме.
- Практический вопрос: получает ли ваш храм какое-то финансирование от каких-либо административных структур?
Мы не имеем финансовой поддержки ни от своей Архиепископии – потому что она, как эмигрантская структура, бедна, ни от Московской Патриархии – так как к ней мы административно не принадлежим.
- А евхаристическое общение с Русской Православной Церковью есть?
Да, евхаристическое общение у нас было восстановлено еще в 1992 году – с избранием архиепископа Сергия, который сразу же поехал в Москву, сослужил вместе с Патриархом Московским Его Святейшеством Алексием II и тем самым восстановил общение. После Божественной Литургии Его Святейшество тогда очень хорошо сказал, что «Русская Церковь покрывает любовью все еще существующее между нами разделение». И мы, конечно, молимся и надеемся, что со временем оно будет преодолено.
- Как относятся к православному храму коренные итальянцы? Не было ли случаев перехода в Православие католиков?
У нас есть православные итальянцы – вопервых, потому что под Флоренцией находится небольшой монастырь, в котором священник в свое время перешел из католицизма в Православие, в нем есть и православные русские, и итальянцы, принявшие Православную веру. Мне тоже иногда приходится присоединять итальянцев к Православной Церкви – когда я вижу, что человек имеет устойчивое обоснованное желание стать православным, и его намерение проходит проверку временем (как правило, после как минимум годового посещения наших богослужений). Конечно, ни о каком прозелитизме не может быть и речи. Одно время у нас раз в месяц, по субботам, совершалось богослужение на итальянском языке. Евангелие и Апостол мы и сейчас читаем на двух языках – славянском и итальянском. И некоторые из ектений, имеющих почти одинаковое содержание, у нас звучат поитальянски.
- Расскажите, пожалуйста, о жизни прихода. Вы служите при храме один? Часто ли совершаются богослужения? Есть ли какая-то общинная жизнь: совместные поездки, трапезы, добрые дела?
У нас есть и небольшая детская воскресная школа, и школа, где ребятишки по субботам изучают русский язык и историю. В воскресной школе, где дети после службы изучают Закон Божий, поют, рисуют, преподают наши прихожане. К сожалению, у меня пока нет помощника, поэтому за все четырнадцать лет служения я еще ни разу не был в отпуске. Но, конечно, у нас бывают и паломничества: мы ездим на Святую Землю, в Бари. А свой положенный отпуск в августе я провожу в детском православном лагере «Витязи» во Франции, где служу минимум дважды в день: день начинается и заканчивается молитвой. А по праздничным дням совершается Божественная Литургия. В нашем же храме богослужение совершается только в праздничные дни, и еще по четвергам мы служим молебен. Священников на Западе очень не хватает, поэтому я каждый август и езжу в этот лагерь. Както взял с собой несколько итальянских ребятишек, им понравилось, – и теперь все хотят в лагерь. Мы даже думаем открыть отделение организации «Витязи» во Флоренции. У нас уже подросли дети, которым можно доверить такое важное дело.
- Как решается в иноверном окружении проблема реставрации храма?
Дело реставрации, конечно, продвигается очень трудно. До моего прихода сюда в 1997 году здесь 28 лет не было постоянного священника. Священник из Франции должен был служить тут раз в месяц, но часто и это не удавалось – он приезжал на Пасху, Рождество. Когда я начал служить в Риме (это было в 1994 году), то стал приезжать сюда раз в месяц, чтобы поддерживать литургическую жизнь. Но одно дело – поддерживать литургическую жизнь, а другое – реставрация храма. Пять лет назад мы закончили частичную реставрацию верхнего храма, а в прошлом году, к празднику Свт. Николая, – нижнего, который до этого никогда не реставрировался. Но самые дорогостоящие работы впереди. Чтобы дать представление о том, сколько это может стоить, скажу, что только одни леса для реставрации на год стоят 100 000 евро. Кроме того, конечно, у нас есть желание позолотить кресты. Потому что старожилыфлорентийцы, с которыми я встречался, говорят, что раньше кресты русского храма можно было видеть практически со всех точек города – так они блестели. Еще бы мы хотели, закончив реставрацию, построить звонницу. Во время возведения храма сделать тут колокольню было нельзя – в конце XIX столетия в католическом городе не разрешалось иметь православные колокола. Когда это стало возможно, русская колония обеднела, так как произошла революция, и люди потеряли все свои сбережения.
- Какие организации помогают вам в реставрации храма: итальянские или российские?
Мы сотрудничаем с русскими архитекторами из Екатеринбурга, которые разработали проект звонницы. А при реставрации росписей нижнего храма использовали местное, во Флоренции выпускаемое, сусальное золото фирмы Манетти, кстати, очень хорошего качества. Мне известно, что они хорошо представлены и на российском рынке. Надеемся применить золото Манетти при позолоте крестов… Когда соберем средства. Ведь единственные деньги, которые пока удается найти – это те, которые понемногу жертвует банковское объединение, но в последнее время их получить становится все труднее и труднее. Так что будущее наше очень неясное.
Подготовила Юлия Волкова
Русиздат - ORTOX